Хабаров: Современное образование не отвечает возросшим потребностям общества (Слово молодым)

Хабаров: Современное образование не отвечает возросшим потребностям общества (Слово молодым) - фото 1Презентация персонального блога Ярослава Хабарова. 

Является Исполнительным Директором KTC (Karpatsky"s trade corparation) group RUS и Председателем Совета Директоров LLC Consultant. Образование МГИМО (У) мид РФ Факультет Международных отношений. направление «Международные отношения"
Жизненная позиция: Salus populi - suprema lex
Благо народа — высший закон» (лат.) Цицерон из сочинения «О законах» (De Legibus).

 

 

Об образовании

 

Современное образование в РФ не отвечает возросшим потребностям общества. Мир меняется, а с ним и потребность в конкретной информации. Современное образование строится на советских постулатах – «всего понемногу», но в условиях глобализации имеется слишком много необходимых наук, которые нельзя, да и невозможно изучать поверхностно, понемногу. Следовательно, количество предметов возрастает, а глубина их изучения уменьшается.

 

Сейчас двух уровневая система образования – школа-институт, предлагаю ввести трёх уровневую систему образования – школа (начальные/методологические знания)-академия(узкоспециальные знания)-институт(знания широкие, дающие полное представления о профессии). Моя система похожа на западную систему магистратуры и бакалавриата, но различие в том, что высшее образование не делится на две ступени, а имеет два уровня. Первый узкоспециализированный, даёт прикладные знания, которые нужны для работы по профессии, второй уровень готовит специалистов варьирующих в нескольких соседних отраслях. Специалистов узкого профиля я предлагаю готовить для того, чтобы охватить большее количество специальностей, что позволит вывести страну на новый уровень производства. Да, узкий специалист будет недостаточно информирован в соседней области, но зато он будет в совершенстве владеть своей, а для соседней области всегда найдется специалист. Но если образование будет узкоспециализированным с первого класса, то появляется риск появления людей замкнутой исключительно на одной области, а это губительно в первую очередь для личности ученика.

 

Поэтому, узкоспециализированное образование нужно внедрять в средних классах, и оно должно носить педвузовскийхарактер. В пример подобной системы могу предложить систему гуманитарно-экономической школы возглавляемой А.Е.Казачинским, которая прекрасно работает около десяти лет. Принципом школы является профессиональное ориентирование учеником и выявление способностей в тех или иных сферах науки. К десятому классу её ученик уже определяют профессию, которую хотели бы получить.

 

На данном этапе времени в России, по данным независимого рейтингового агентства,  наблюдается  количественный переизбыток специалистов  «элитарных»профессий, таких как: менеджеры, экономисты, юристы, и т.д. Но, к сожалению, количество ещё не означает качество. Сейчас  любой продавец без образования может повесить бейдж с надписью «менеджер». Это говорит о плохой административной культуре малого и среднего бизнеса. Ни  одно уважающее себя крупное предприятие не возьмёт на работу человека, в должность менеджера, без соответствующего образования, а зачастую и не имеющего второго образования связанного с его основной деятельностью. Для урегулирования подобной ситуации я предлагаю проводить ознакомительные семинары для представителей малого и среднего бизнеса  с участием квалифицированных и опытных специалистов работающих в этой области.

 

Правительство России ввело социальную программу «доступное образование». Какой толк в доступном высшем образовании если страна не получает грамотных и эрудированных специалистов в необходимых  ей профессиях.  Нам не выгодно иметь «доступное»  образование. Страна хотела получить развитых специалистов, а получила неучей с фальшивыми дипломами. Поэтому полуграмотные врачи, учителя, экономисты, юристы, и т.д. приносят грандиозные убытки стране. Каждый институт должен сам определять сможет ли абитуриент обучаться  по программе этого вуза или нет. Внутри вузовские экзамены это один из выходов. Так же выходом может служить создание гуманитарных школ, дающих пред вузовскую подготовку, ориентированную на будущую специальность.

 

Хотелось бы поговорить о ЕГЭ, но сначала позволю себе лирическое отступление, которое кое-что прояснит. Моему удивлению не было предела, когда ко мне попал документ вермахта  от 27 апреля 1942 года. Называется он «К вопросу о будущем обращении с русским населением» . Его содержание объясняет  часть социальных процессов (вернее сказать  социальных проектов) проводимых в России. «Следует сократить до минимума подготовку русских врачей и учителей, не оказывать поддержки детским садам и другим подобным учреждениям. Образование должно стать единым и одинаковым, необходимо создать единую форму проверки знаний для усреднения знаний и сокращения думающего населения…». Следует заметить, что это положение уж очень похоже на разработанное правительством России новую систему образования, и её единый государственный экзамен.

 

ЕГЭ не даёт вузам право выбора лучшего студента, так как ЕГЭ не оценивает знания и желания учеников. Оно лишь усредняет показатели в таблицах. Тестом нельзя оценить творческие способности абитуриента, но вступительные экзамены большинства вузов и не ставят задачу определения творческих способностей абитуриентов, к сожалению . Каждый ученик индивидуален, и каждому нужен отдельный подход. Не стоит ждать от ребёнка талантливого в гуманитарных науках таких же успехов в точных науках. Не бывает универсально талантливых детей. Человек рождается с заложенными в него способностями (склонностями) к конкретному направлению в науке.

 

Многие психологи специализирующиеся на воспитании детей , такие как Б. Спок, отмечают, что родители и учителя должны способствовать выявлению талантов ребёнка. Не бывает бездарных детей, бывают бездарные учителя. Если ребёнок после уроков учителя не усваивает материал, значит учитель не смог передать ему знания, не нашёл подход к ученику. Это бывает либо от отсутствия навыка, либо от отсутствия желания. Как говорил Вольтер: «Настолько высок в наше время полёт человеческого разума, не смотря на вековые усилия учителей невежества превратить нас в дураков…».

 

Частичнымрешением здесь будет являться применение системы Дальтон-школ. Это школа с ярко выраженной временной, темповой и  предметно-уровневой  дифференциацией обучения,. Подобные школы ориентированы на социальное и личностное развитие детей. Они более демократичны и более заботливы по отношению к детям. Идеи Дальтон-школ  предполагают особый угол зрения на ученика, учителя, цели школы, способы работы, технологии воспитания и т.д. Главное в Дальтон-школах – возрастание роли ученика во всех видах деятельности. Это не просто специфическая программа обучения, а создание условий для полноценной, осознанной и ответственной жизни ребёнка в школе. Дальтон-школа строится на трёх принципах: свобода выбора (программы обучения, профиля, группы, учителя, и т.), самостоятельность (выбирай, планируй и выполняй свою работу сам, учитель переходит в позицию консультанта), сотрудничество (научись работать в паре или группе, научись видеть интересы и возможности, считаться с другими, координировать свою работу с ними и т.д.)

 

Определяя программу и сроки своего обучения (минимальные требования определены государственными требованиями, максимальные – ограничены  только возможностями ученика и учителя), ученик, в сущности, ежемесячно заключает контракт с учителем-предметником, который постоянно контролирует ход его выполнения, при необходимости оказывая ученику помощь. В общем, вся организация обучения поставлена так, что бы естественным образом сформировать у ученика навыки «ответственной свободы».

 

Гоняясь за Западом  в уровне образования, мы забываем, что например, в США количество читающего населения намного ниже, чем в России, да и уровень общего развития (интеллекта) среднестатистического американца намного ниже.

 

Государство должно не только давать образование, но и должное воспитание своим гражданам. Я ни в коем случае не имею в виду патриотическое воспитание, оно неоспоримо необходимо, но я имею в виду не его. Нравственное воспитание должно проходить по методам социальных проектов направленных на пропаганду здорового образа жизни, демонстрации примера созидательного поведения. Подобное должно проходить по методу скрытой рекламы, социальных проектов на телевидении и радио, пропаганде в средствах массовой информации. Так же, на мой взгляд, одним из методов является введение  строжайшей цензуры на телевидении, интернете и радио в отношении жаргона, нецензурной брани и не достойного поведения.

 

Так же государство должно оградить население или хотя бы его молодую часть от деклассированных элементов, которые зачастую не только разлагают ещё не окрепшие умы детей, но и пропагандируют свой образ жизни. Примером я приведу один из центральных каналов, назовём его например N, и вот на этом TVидут передачи и сериалы романтизирующие образ преступника, очень красочно и заманчиво показывают сцены разного рода насилия, а после новостей этого канала вообще хочется литра два карволола.  Откровенно эротические сцены показываются в середине дня, а в это время дети смотрят телевизор. А потом мы удивляемся, какие же пошлые и жестокие сейчас дети. Всё это говорит о малом внимании правительства в отношении воспитания и культуры людей, которые являются фундаментом последующего образования.

 

Мир меняется ежесекундно, так давайте выпускать специалистов, которые  будут иметь возможность справиться с любой задачей нового мира!

 

Хабаров Я.Н.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить