«Заповедным» менеджерам требуются «амбассадоры»

«Заповедным» менеджерам требуются «амбассадоры» - фото 1Замечательный конкурс приводят заповедные чиновники и их подельники. Его победителям обещают целый букет интересных возможностей. Делай карьеру, «пиарся», обзаводись «полезными контактами» под руководством «опытных менторов». И попутно - «формируй будущее ООПТ и экотуризма РФ». В итоге вольешься в «закрытое сообщество заповедных лидеров». Специфический конкурс сподвиг автора совершить экскурс в недавнюю историю отечественного заповедного дела, поделиться личными воспоминаниями на эту тему.

   Прочел о конкурсе «Амбассадоры ООПТ». Давно не испытывал такого возмущения.   «Конкурс для молодых лидеров, которые готовы внести свой вклад в устойчивое развитие заповедного дела в Российской Федерации.» «Амбассадор — это публичный представитель интересов ООПТ, способствующий устойчивому развитию экотуризма». 

Жаждущие успеха, денег и славы — записывайтесь в «амбассадоры» 

     Сейчас «устойчивое развитие заповедного дела» и «устойчивое развитие экотуризма» - понятия тождественные, «близнецы-братья».

     Здесь необходим исторический экскурс. Заповедники – одно из реальных и крупных отечественных достижений, долгое время, не имевшее мировых аналогов. Из любого хозяйственного использования были выведены территории, где природа жила своей собственной жизнью, не испытывая антропогенного пресса. Единственный вид разрешенной деятельности – научные исследования.  Запреты касались и туризма. В нескольких заповедниках таковой в СССР все-таки присутствовал, но на «птичьих правах».

     Всё изменилось с «приходом рынка». Всё пошло на продажу, деньги стали высшей и единственной ценностью. «Использование природных ресурсов» превратились в главный инструмент «поддержания штанов» как для государства, так и для населения (прежде всего его самой «предприимчивой» прослойки). Естественно, пришел черед и ООПТ. От них жаждали прибыли (или хотя бы сокращения расходов по  содержанию). В заказники пришли «санитарные» (в реальности – сугубо коммерческие) рубки. В заповедники – «экологический туризм» (тропу для него топтало «экологическое просвещение»). Кое-где уже есть полуподпольная «экологическая рыбная ловля». В недалеком будущем не исключено появление в заповедниках «экологической охоты», «экологической застройки» особняками и дачами (сильных мира сего), «экологической добычи полезных ископаемых», разумеется, «без ущерба для окружающей среды».

«Заповедным» менеджерам требуются «амбассадоры» - фото 2

Прибайкальский нац. парк, остров Ольхон. 2015 г.
    Но пока именно туризм является главным инструментом коммерциализации деятельности ООПТ. Заповедные принципы (охраны и невмешательства), лежащие в основе отечественного заповедного дела, были выброшены на свалку. Таким же маршрутом (не столь быстро, но не менее последовательно) ведут и заповедную науку. Как всё это происходило, а также про принципы заповедности, историю отечественного заповедного дела, лучше всего прочесть в публикациях одного из создателей заповедной системы, её бескомпромиссного защитника – Феликса Робертовича Штильмарка.

«Заповедным» менеджерам требуются «амбассадоры» - фото 3

Фе́ликс Ро́бертович Шти́льмарк (1931—2005) — советский и российский учёный-биолог, эколог, охотовед, один из создателей заповедной системы СССР, писатель.
   В «перестроечное» время предпологалось, что создаваемые национальные парки (раньше их в РФ не было) примут на себя туристические потоки, выведут из-под удара заповедники. Но вскоре про это забыли, туризм провозгласили важным (на практике – важнейшим) «профильным» видом деятельности ООПТ, включая и заповедники. К тому моменту даже на родине первых национальных парков четко осознали масштабы ущерба, причиняемого дикой природе туризмом и его последствиями. В США и Канаде уже есть нац. парки, где для туризма открыто лишь несколько % территории, а остальная часть – классический заповедник.
    И это в странах, где огромные усилия и средства тратят на экологическое воспитание населения, где строгие природоохранные запреты подкреплены мощными системами контроля и суровыми наказаниями. И, возможно, это самое главное, где масштабы коррупции смехотворны на фоне наших. Монументальных и «скрепных».
    Результаты смены «заповедного курса» наглядны, например, в Прибайкальском нац. парке (ПНП). Я работал в нём с конца 1995 по начало 2012. Об экологических последствиях туризма, который на все лады именовали «экологическим», можно узнать из этой публикации.

«Заповедным» менеджерам требуются «амбассадоры» - фото 4

Оз. Байкал, ПНП (бухта Базарная). Раньше здесь произрастали «краснокнижные» растения. Источник фото.

    Про коррупционную гниль, разъедающую заповедную систему, расскажу особо.  Мне повезло работать в годы (1998-2008), когда ПНП руководил   Владимир Ильич Грищенко. Заслуженный работник лесного хозяйства проявил себя честным человеком, болеющим за порученное ему дело. Что являлось разительным контрастом по сравнению как с предшествующим директором, так и с последующими. В условиях жуткого недофинансирования,  износа почти всего транспорта и техники на 80-90%, он умудрялся зарабатывать (за счет небольшого деревообрабатывающего цеха, маленькой турбазы на м. Кадильный, имевшихся катеров). И все заработанное шло на нужды ПНП (а не в частный карман). Кое-что и мы (наука) приносили, по хоздоговорам, грантам. Научный отдел удалось обеспечить необходимой для работы аппаратурой за счет гранта Американской службы рыбы и дичи. Уазик для опергруппы купить на грант Фонда охраны дикой животный. Кажется, обе эти структуры в РФ уже давно не работают… ПНП входил в тройку лучших нацпарков по финансовым показателям, по борьбе с браконьерами (количество изъятого оружия, сетей и пр.), по науке (число публикаций). 
    Про то, что в стране оказывается были «тучные годы», когда «проливался золотой дождь», мы узнали лишь из газет. Уже после кризиса 2008 г. Но изменения начались.  Весной 2009 г. В.И. Грищенко был уволен без объяснения причин (весь 2008 г. шли проверки, которые так и не дали  повода для смены руководителя), назначен «молодой и перспективный» господин, ранее работавший юристом. Полевые выезды инспекторов и научников прекратились. Собственные доходы вдруг куда-то исчезли…  Зато огромное внимание уделялось «развитию туризма», сопровождавшемуся мутной «совместной деятельностью», закупкой немалого числа квадроциклов, отдававшихся в аренду туристам (с этого и началась вакханалия «внедорожной» езды на острове Ольхон). В массовом порядке проходили «кадровые изменения».  «Заповедным» менеджерам требуются «амбассадоры» - фото 5
 Остров Ольхон, Сарайский пляж. Июль 2015 г.
      Мы не молчали, обращались аж к Президенту. Результатом чего и стала «оптимизация штатного расписания».
      В  его новом варианте уже не было места почти всем, кто посмел спорить с перспективным директором. Исчезла и моя должность зама по науке, сокращены ставки двух научных сотрудников (третья сотрудница была в отпуске по уходу за ребенком и избежала этой участи). Пришла многочисленная «новая команда». И деньги, о которых мы долгие годы не могли даже мечтать. Единовременно - несколько годовых бюджетов. Для «развития деятельности». Они были «освоены», но не принесли пользы ни делу охраны природы, ни самому учреждению. При этом «новой команде» (часть её трудится и по сей день) в сжатые сроки удалось свести на нет все прежние достижения, развалить природоохранную работу, а научную и экопросветительскую превратить в фикцию. Эти новации выглядели особенно ярко на фоне уголовного дела, возбуждённого против нового директора ПНП в 2010 г. по коррупционной статье. 
   Данное обстоятельство и вызвало у нас наивные надежды, вылившиеся в написание письма Гаранту. Не известно в какой именно момент и под каким предлогом то громкое уголовное дело было закрыто. Но сколько иголочке не виться...Через год после нашего увольнения перспективный директор совершил неумышленное убийство и уволился (31 декабря (!) 2012 г.). Но его последователи продолжают работать примерно в том же духе.
«Заповедным» менеджерам требуются «амбассадоры» - фото 6

Остров Ольхон. 2015 г.
    Сходная история в те же годы разворачивалась в Приокско-Террасном заповеднике. Нечто подобное было и в ряде других. Замена директоров в сжатые сроки произошла во многих (вероятно в большинстве) заповедниках и нац. парках. В тех, что имели уже востребованный бизнесом «коммерческий потенциал». Все это – на фоне окончательного выкорчевывания принципов заповедности, триумфа «экологического туризма». Несогласных – «оптимизировали». Что послужило наглядным уроком для оставшихся сотрудников. Теперь уже почти никто из работающих в заповедной системе не смеет открыто высказывать что-либо негативное в адрес «экологического туризма». Кроме того, от нищеты многие «заповедные люди» возлагают на него надежду о дополнительном заработке.
   Идет постепенный процесс превращения заповедников в нац. парки. Некоторые заповедники преобразуют в нац. парки (как «Столбы», Командорский). Другие объединяют с нац. парками в единые ФГБУ. Где заповедность присутствует главным образом в названии.
     Такова современная ситуация. Такую роль сыграл «экологический туризм».

«Заповедным» менеджерам требуются «амбассадоры» - фото 7

Остров Ольхон, окрестности Сарайского пляжа. 2015 г.
     Сократив и ослабив заповедную науку, имея убогое экологическое просвещение, а главное - слебеющие год от года природоохранные законы (речь не только об ООПТ, но и Байкале), нынешние заповедные менеджеры, поставленные у «руля», очень заинтересованы в положительном пиаре своей деятельности (ведь её реальные результаты плачевны). Что и является подлинной целью «амбассадрства», с которого начался мой рассказ.
    Информация об этом конкурсе, распространяемая через электронные рассылки экологического толка, содержит и следующую приманку: «попади в закрытое сообщество заповедных лидеров и открой двери в заповедный мир».
     «Закрытое сообщество» ... В нем публично заявляют о приоритете охраны природы, а за закрытыми дверями  занимаются «коммерцией». Про одного из этих «лидеров», поставленных рулить ПНП – см. выше. Мне запомнилось недавнее высказывание общественного эколидера (без кавычек): «В 1990-х работавших в заповедной системе можно было почти всех считать святыми. В 2000-х большинство директоров и замов были порядочными людьми. Нынешним не хочется руку подавать».
      Краткая и точная, характеристика результатов кадровой политики руководства заповедной системы....
      И вот теперь они проводят конкурс на выявление себе подобных... Гляньте на информацию с сайта, рассказывающего о конкурсе. Причины стать «амбассадором ООПТ» таковы:

«Заповедным» менеджерам требуются «амбассадоры» - фото 8

   Короче: жаждущие успеха, денег и славы – записывайтесь в «амбассадоры». Ну а если до денег дело не дойдет, хотя бы получите возможность отдохнуть на ООПТ. Биологические и пр. знания не требуются, как и особая любовь к природе. Самое главное - желание зарабатывать на «экоторузме в ООПТ».

   Считаю, что победители данного конкурса достойны высокого звания «Убежденный противник заповедности». Как и все лидеры вышеупомянутого  "закрытого  сообщества".

«Заповедным» менеджерам требуются «амбассадоры» - фото 9

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить