Исследование РАНХиГС: россияне недостаточно защищены от рисков и угроз
Центр технологий государственного управления ИПЭИ РАНХиГС представил результаты опроса россиян о восприятии современных партий, оценки их деятельности и ожиданий от идеальной новой партии в аналитическом отчете «Оценка динамики результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности с позиции граждан как ее конечных бенефициаров».
В целом, несмотря на некоторую положительную тенденцию роста доли граждан, оценивающих уровень защищенности значимых для них ценностей с 30% в 2018 г. до 34,3% в 2019 г., большинство граждан по-прежнему считают защищенность жизни, здоровья, имущества и иных исследуемых ценностей скорее низкой или очень низкой.
В среднем 61,3% респондентов отмечает отсутствие каких-либо изменений в уровне защищенности значимых для граждан ценностей за последние два года. И хотя доля граждан, отмечающих за предшествующий исследованию двухлетний период снижение защищенности от исследуемых рисков, снизилась с 19,8% респондентов в 2018 г. до 15,1% опрошенных по итогам исследования 2019 г., доля опрошенных, отмечающих улучшение ситуации за последние два года не меняется и остается на низком уровне (10,5% в 2019 г.). Таким образом, пока реформа контрольно-надзорной деятельности не оказывает значимого влияния на повышение защищенности значимых для граждан ценностей.
Данные опросов 2018 – 2019 гг. показывают, что значимость деятельности контрольно-надзорных органов как фактора, обеспечивающего защищенность охраняемых законом ценностей от исследуемых рисков, снижается: если по итогам опроса 2018 г. 50,8% респондентов среди факторов, влияющих на уровень защищенности, отметили деятельность контрольно-надзорных органов, то в 2019 г. доля таких респондентов снизилась до 42,5%.
Данная тенденция коррелирует со снижением частоты обращений в контрольно-надзорные органы в случаях, когда граждане сталкиваются с теми или иными рисками (угрозами) причинения вреда значимым для граждан ценностям. Так по данным опроса 2019 г. лишь 45,2% опрошенных, столкнувшихся с необходимостью защиты от рисков (угроз), обращались за такой защитой в соответствующие контрольно-надзорные органы; по итогам опроса 2018 г. таких респондентов было 50,7%. Однако снижение частоты обращений в контрольно-надзорные органы не означает, что граждане успешнее справляются с защитой от рисков (угроз), используя другие методы.
Не всегда помогает и обращение в контрольно-надзорные органы. Так, по данным опроса 2019 г., лишь 46,5% респондентов, обращавшихся в контрольно-надзорные органы, получили содержательный ответ (т.е. «ответ, содержащий информацию о мерах по предотвращению и устранению нарушений, возмещению вреда (ущерба)») на свое обращение. Только 44,7% респондентов, обращавшихся в контрольно-надзорные органы, добились полностью положительных результатов – предотвращения причинения ущерба либо полной ликвидации последствий происшедшего, подразумевающей устранение нарушений и возмещение вреда.
В данном контексте неудивительно, что сократилась и доля респондентов, обращавшихся в контрольно-надзорные органы и готовых посоветовать своим знакомым обращаться в данные органы в аналогичной ситуации. Она сократилась с 70,2% по итогам опроса 2018 г. до 64,3% в 2019 г. А среди респондентов, у которых уже был опыт обращений в контрольно-надзорные органы ранее, о повышении результативности их деятельности заявляют лишь 19,3% опрошенных (в 2018 г. – 17,9% респондентов; данное изменение находится в пределах погрешности).
Опрос был проведен 13-22 марта 2019 года. Целевая аудитория опроса – граждане Российской Федерации в возрасте 18 лет и старше. Выборка 2000 человек в 35 субъектах Российской Федерации.
По всем вопросам, связанным с данным исследованием, обращайтесь к директору Центра технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Владимиру Южакову по телефону 8 (903) 743 37 58.
Дмитрий Соколов
Руководитель пресс-службы Центра общественных связей РАНХиГС
Между тем накануне Алексей Кудрин оценил риск социального взрыва в России из-за огромного социального расслоения в обществе и растущей бедности , - сообщают «Ведомости».
В программе «Познер» на «Первом канале» он назвал бедность в нашей стране позором, передает ТАСС.
По словам Кудрина, в стране с таким уровнем ВВП на душу населения и с такими постоянно растущими зарплатами не должно быть такого количества бедных, особенно в семьях. «Это потеря в том числе в функциональном развитии, в питании, качестве жизни, здоровье, это проблема человеческого нашего капитала», – подчеркнул он.
Отвечая на вопрос Владимира Познера об опасении, что продолжающееся падение уровня жизни граждан России на фоне относительно благополучной ситуации в других странах может привести в стране к социальному взрыву, Кудрин ответил: «Конечно, у меня есть беспокойство». Он напомнил, что около 12,5 млн человек находятся за чертой бедности, 70% бедных проживает в семьях и в основном это дети.
Для борьбы с бедностью Счетная палата предлагает увеличить число получателей пособий за рождение ребенка, рассказал Кудрин. Сейчас социальные выплаты полагаются только семьям, где первый ребенок родился в 2018 г. или позже, а необходимо распространить эту меру на все семьи, находящиеся в зоне бедности. Расходы будут посильны для федерального бюджета и позволят уменьшить количество бедных на 30–40%.
Напомним, что борьба с бедностью – один из приоритетов указа президента России Владимира Путина от 2018 г. о национальных целях и задачах. Правительству поставлена задача сократить бедность вдвое до 2024 г. В послании Федеральному собранию в марте 2018 г. он заявил, что рост реальных доходов россиян – одна из ключевых задач на ближайшие 10 лет.
По данным Росстата, в 2018 г. бедность снизилась незначительно: численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 18,9 млн человек, или 12,9% от всего населения. Это на 400 000 человек меньше, чем в 2017 г.
Кремль счел слова Кудрина об угрозе социального взрыва эмоциональными.
Проблему власти не отрицают, но преувеличивать ее не стоит, заявил Песков. По подсчетам Росстата, в стране почти 19 млн бедных.
Президент Владимир Путин считает, что ситуация, когда у людей доходы ниже прожиточного минимума, — первоочередная проблема, и многие национальные проекты преследуют цель решить этот вопрос,
«Я хочу вам напомнить слова президента Путина о том, что действительно у нас количество людей, доходы которых сократились, это количество слегка подросло и в связи с внешней экономической конъюнктурой, и в связи с рядом экономических процессов, которые происходят в нашей экономике. В то же время говорить о росте бедности в данном случае нельзя», — сказал он.
«Формулировки насчет взрывов и так далее — не можем с этим согласиться, скорее относим это к эмоциональным проявлениям», — прокомментировал Песков слова главы Счетной палаты Алексея Кудрина.
Как сказал Песков, в Кремле проблему не отрицают, но и «гипертрофированно» ее оценивать в администрации президента считают неверным.
По мнению Кудрина, на ситуации сказывается «неумение, или неспособность, или неготовность» провести нужные преобразования. В то же время доля государства в экономике растет, конкуренция снижается, «это движение назад» считает глава Счетной палаты.
Между тем по итогам первого этапа борьбы с бедностью у чиновников возникли удивительные идеи, - пишет «Московский комсомолец».
Как человека можно считать бедным и выплачивать ему пособие, если у него две почки? Пусть одну продаст, заработает. Нет, на самом деле мысль государственных чиновников до этого еще не дошла, но уже вплотную приблизилась. Новые критерии определения нищеты подготовили власти ряда регионов - по итогам первого этапа пилотного проекта по снижению уровня бедности?
Задачу бросились решать.
Из того, что происходит, видно, что есть два варианта. Причем взаимосвязанных.
Первый — просто уморить (скажем, голодом) беднейшую часть населения. И бедных физически станет меньше. Задача выполнена. Не верите, что такое может быть? Вспомните, какими темпами в «благословенных» 90-х вымирали пенсионеры, инженеры, работяги — все те, кто по выражению Чубайса «не вписались в рынок».
Второй — изменить критерии бедности. Условно говоря, если раньше считался бедным человек с доходом в 10 рублей, то теперь будем считать бедным у кого меньше пяти. Тем более, что идея уже на данных статистики опробована. По старой методике нет роста промышленного производства и доходы падают. Но ведь президент задачу поставил, надо что-то делать. Вводим новую методику подсчета и глянь - есть рост и производства, и доходов.
Именно этим и занялись чиновники. Например, в Ивановской области придумали «ленивых» бедных. Это такие люди, которые, имея дополнительное имущество, не умеют или не хотят им воспользоваться в целях повышения своего благосостояния. Вот есть у матери-одиночки превышение нормы жилплощади на 12 квадратов, а она не хочет, понимаешь, сдать их в аренду трудовому мигранту. Все на госпособие рассчитывает. Или огород у четы стареньких пенсионеров есть. А они не хотят выращивать в нем себе еду. Подумаешь, ни руки, ни ноги не гнутся и спина болит. Лентяи.
В Томской области чиновники не хотят помогать тем, кто не смог устроиться на работу после биржи труда или не стал развивать подсобное хозяйство, а в Нижегородской предлагают вообще ввести для них ответственность. На бирже труда пособие получал, но работать так и не устроился? Плати государству. Интересно, будет ли учитываться при этом хотя бы наличие работы там, где человек живет?
Главная же находка чиновников — отнять пособия у «мнимых» бедных и отдать их действительно нищим. Это просто гениально. Пусть бедные содержат тех, кто еще беднее. Ну, вымрет половина — как раз указание президента выполним.
Путь решения проблемы бедности, предполагающий отсутствие воровства и эффективное расходование государственных средств, для наших чиновников, очевидно, невозможен. Потому что это посягательство на святое — на их деньги.
Здесь системная ошибка. Это не их деньги. Это наши с вами деньги. Это на наши с вами деньги строятся бесчисленные резиденции якобы для приема делегаций. Их сколько нужно? По числу делегаций? На наши с вами деньги содержится гигантский автопарк для депутатов и министерств. В Москве, кстати, неплохо работает общественный транспорт. Что такого делает начальник какого-нибудь департамента абстрактного министерства, что ему обязательно нужна машина? Вот прямо все силы на работе отдает, не остается их, чтобы проехать на метро.
Зачем главе района условной Гореловки на наши деньги покупать бронированный автомобиль с аудиосистемой на 9 колонок? Там и дорог-то для такой машины нет. Можно долго перечислять.
Но это мы видим, что это ошибка системы. А система считает это нормой. Для нее нормально, когда бедные содержат нищих.
Почки-то у этих люмпенов есть — выживут, если захотят.
В передаче Познера наиболее резонансной частью интервью оказались представленные Кудриным предложения Счётной палаты по «снижению бедности в семьях с детьми на 30-40%».
Однако с каких это пор Счётная палата у нас пишет социальные законопроекты? Какие ресурсы внутри аудиторского ведомства выделяются на эту непрофильную деятельность? Есть Закон о Счётной палате, в пятой статье которого перечислены все её задачи. «Выработка предложений» упоминается там только один раз – «по устранению выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счётной палаты». Согласитесь, борьба с бедностью никак не относится к этому определению.
Говоря о всё ещё действующем правительстве, Алексей Кудрин одобряет два направления его деятельности. Во-первых, пенсионную реформу, во-вторых, регуляторную гильотину – радикальное уменьшение числа предписаний и норм, существенно осложняющих жизнь бизнеса. Про первый пункт мы уже всё сказали (без единого доброго слова), второй можем только всячески поддерживать до тех пор, пока ослабление регуляции не ведёт к анархии.
Коротко упомянем другие тезисы Алексея Кудрина, высказанные им вежливому и заинтересованному собеседнику.
«Средний пенсионер сейчас получает 30% от своей последней зарплаты, раньше было 37%». Подразумевается, что «раньше» – это при министре Кудрине.
На большую цитату Михаила Делягина Кудрин отреагировал коротко: «Позиция популиста, который вешает ярлыки». Это высказывание само по себе – неплохой ярлык, а о популизме мы сказали чуть выше.
«Нам нужно существенно увеличить финансирование образования, оно может стать залогом успеха в жизни. Наше образование отстаёт. Мы тратим на это 3,6%. А Швеция, Германия – от 5 до 7%. Инвестиции в человека эффективнее, чем в нефть.»
Святые слова, но откуда взять деньги, какие статьи расходов уменьшить, бывший главный финансист страны не сказал. Вообще, с раздачей обещаний у нас намного лучше, чем с их финансированием.
«Регионы всё менее самостоятельны. Субсидии на нацпроекты уменьшили их самостоятельность, движение должно быть в обратную сторону». Сложный вопрос, потому что к огромной разнородной стране, где вирус сепаратизма всегда жив, просто иногда спит, нельзя подходить с мерками германских ландтагов.
«Нам нужны фундаментальные реформы, которые вывели бы нас из ложной устойчивости. Надо повышать качество государственного управления, его работники должны иметь другую мотивацию». Отличная идея, но учителя кто? О том, каким качеством отличаются проекты самого Кудрина, мы расскажем чуть ниже.
«Майские указы 2012 года не выполнены. В Финляндии в такой ситуации правительство сказало: «Мы не справились с реформами» и ушло в отставку. Должна быть ответственность». Святые слова, подписываемся под ними. Увы, мы догадываемся, кто, по мнению Кудрина, должен возглавить новое, правильное правительство. Ненадолго – до президентских выборов.
И, наконец, ещё одно растиражированное высказывание: «Если всё больше наших граждан будут оказываться за чертой бедности, произойдёт социальный взрыв». Это не так. Если вспомнить даже недавнюю историю, революции устраивали в основном не голодные люди (1992–1995 годы), а благополучные, которых один раз не покормили (1990–1991). Запугивание друг друга русским бунтом вообще есть отличительная черта наших элит. Какими бы разными ни были баре, все они в глубине души побаиваются своих крепостных.
Догмат о непогрешимости
У наших политиков – как системных, так и оппозиционных – есть одно удивительное свойство: они органически неспособны признавать свои ошибки. Кудрин провёл в кресле министра финансов 11 лет, потом активно занимался политикой и экономикой, искал примирения в обществе и писал стратегии. Ну не может живой человек обойтись без ошибок. Но нет – Кудрин уверенно излагает свою позицию, вспоминает о сделанных шагах и не сомневается в том, что именно они были верными. Даже Владимир Путин периодически признаёт ошибки – Кудрин этого не делает.
Познер мог бы ему «помочь», но не счёл нужным – он бережёт своих собеседников, это его бизнес. Между тем интервьюер мог бы взять, например, распечатку кудринской «Стратегии развития страны 2018–2024», хлопнуть этим куском макулатуры о стол и спросить: что это, Алексей Леонидович, за неумело свёрстанная галиматья, наполненная бессмысленными лозунгами и украшенная бесплатными картинками из зарубежных фотобанков? Сколько денег ваш Центр стратегических разработок потратил на эту курсовую работу ленивого двоечника, как вы, автор хорошей докторской диссертации, могли подписаться под этой дрянью?
Не спросил. Не спросил и о том, как Россия оказалась неготовой к кризису 2008 года, почему страна оказалась в самой глубокой, скажем так, яме по сравнению с аналогичными экономиками. Старый артист Владимир Познер в который раз выполнял свою роль. Когда-то, говорят, этот неординарный человек был неплох и, возможно, даже независим. Сейчас просто обслуживает заказы. У него не собеседники – у него клиенты. И это самый грустный вывод из всего интервью.
Как видят наши читатели, глава Счётной палаты РФ Алексей Кудрин продолжает вести себя как политический деятель, а не руководитель аудиторской государственной организации. Эта оценка явно за пределами анализа расходования государственных денег, заявил корреспонденту ИА REGNUM автор телеграм-канала «Политджойстик», политолог Марат Баширов.
«Конечно, это раздражает правительство России, потому что такие заявления — это камни в его огород, и выдает желание самого Кудрина вновь оказаться в составе правительства и даже возглавить его», — считает политолог.
По его мнению, Счетная палата не уполномочена давать такие оценки. Есть такая ситуация или нет — это вопрос оценочный, и он может и должен публично обсуждаться специалистами и госслужащими, которые имеют информацию и квалификацию.
«Кудрин такой квалификацией не обладает и должен помнить, что его нынешняя работа — давать экспертизу расходования бюджетных средств, а оценку работе членов правительства России могут давать только президент и Госдума, которые их назначали на эти должности», — высказал свою точку зрения Баширов.
Для чего он и Ко это делают и в чьих интересах?.
Экономист и политик, экс-министр экономики России, профессор Андрей НЕЧАЕВ в беседе с главными редактором «ЭкоГрада» Игорем ПАНАРИНЫМ — о каскаде точечных возмущений перед прямой линией с Владимиром Путиным 20 июня, эпатажных констатациях от Алексея Кудрина и тщете протестных прогнозов, взрывной экологии и «испанском стыде» за силовых авторов «дела Голунова».
Русско-цыганский конфликт в Чемодановке с точки зрения сотрудников правопорядка выглядит как локальная катастрофа без возможности построения межнационального взаимодействия в округе. Виноваты и местные власти и органы МВД, но ЧП уже случилось, и простых решений, вроде поиска виноватых — не существует. Известный московский адвокат, в прошлом — оперативник УБЭП Дмитрий Клячковский прокомментировал «ЭкоГраду» правовой статус конфликта в пензенской Чемодановке, невидимые ОРМ, имидж силовиков и недоверие граждан к ним.
.
Татьяна Колесникова
(обзор по материалам СМИ)