Loading...

Новотомниково, орловские рысаки и история гафа Воронцова-Дашкова. Часть 1

В этом году отмечается 240 лет орловскому рысаку. Орловский рысак – гордость и слава русского коневодства. Особенностью породы является генетическая заложенность к стабильной резвой рыси.
Орловский рысак – образец целеустремленности, смелости и грамотной селекции. Лучшие представители породы неоднократно становились чемпионами на самых престижных состязаниях, завоевывали первые места на российских и зарубежных выставках.

История орловской породы началась в 1776 году. Именно тогда граф Орлов привез очень красивого и ценного производителя арабского жеребца Сметанку. Купил он его за баснословные деньги – 60 тысяч серебром.
А сегодня я хочу рассказать нашим читателям об одном уникальном месте нашей глубинки, доставшейся нам по наследству от наших знаменитых предков, оставивших заметный след в истории государства Российского – селе Новотомниково с его усадьбой – домом графа Воронцова-Дашкова и построенным им племенным конезаводом для разведения русских рысаков.

img 2958


Новотомниково – село с богатейшим историческим наследием, расположенное на границе Тамбовщины и Рязанщины. Истории села могут позавидовать иные города России.
Так как Тамбовщина - граница леса и степи, то Новотомниково расположено с степной зоне: кругом равнина...

img 2955

Племенной конезавод был основан в 1859 году Иваном Илларионовичем Воронцовым-Дашковым.


А теперь немного истории самого конезавода.


История Новотомниковского конезавода тесно связана с именем графа Иллариона Ивановича Воронцова-Дашкова, который вступил во владение Новотомниковской отцовской вотчиной в Шацком уезде Тамбовской губернии в марте 1856 года. Обладатель огромных поместий не только в Тамбовской, но и в Калужской, Ярославской, Саратовской, Нижегородской и Екатеринославской губерниях Воронцов-Дашков со временем создал в Новотомниково обширную усадьбу.

После восшествия Александра III на престол 1 июня 1881 г., Илларион Иванович был назначен начальником охраны его величества и главноуправляющим государственным коннозаводством.

image 8

Под его управление переходит самый прославленный конезавод России – Хреновской завод графа А. Орлова, расположенный в Воронежской губернии.

Завод был выкуплен императором у наследников графа, не занимавшихся коневодством. На его содержание выделялись большие государственные средства.

На свои же личные средства И.И. Воронцов-Дашков содержал при этом заводе школу жокеев. Здесь же граф приобретал лучших лошадей-производителей для Новотомниковского конного завода, который он начал строить еще в 1859 году.

img 2927

img 2928img 2931

31449

image 11image 12image 13

Одновременно с заводом строилась и усадьба – въездные арки, обозначавшие северные границы усадьбы, одноэтажный барский дом, первые хозяйственные сооружения и жилища дворовых.

img 2952

img 2921

img 2930img 2954

За несколько лет Иллариону Ивановичу удалось собрать на своем конезаводе лучших в России лошадей, посмотреть на которых в Новотомниково приезжали не только высокопоставленные чины России, но и члены царской фамилии. Каждый такой приезд отмечался посадкой нового дерева в большом, старинном парке Новотомниково.

img 2939

Как руководитель государственного конезавода И.И. Воронцов-Дашков считал лошадь основной тягловой и транспортной силой в России. Он считал, что именно орловские рысаки помогут вывести сельское хозяйство России из кризиса. Однако «единственным критерием качества лошадей я считаю призовой столб», – неизменно повторял граф. И графские рысаки по-своему подтверждали это: они не раз побеждали на скачках и получали медали и призы на Всероссийских выставках в Москве (1869) и Петербурге (1872, 1882, 1883). Лошади Воронцова-Дашкова неоднократно выигрывали большой Императорский приз, а в 1910 году на Всероссийской сельскохозяйственной выставке группа маток с Новотомниковского завода получила золотую медаль. Особенно быстро завод стал развиваться после строительства в 1890 году коннозаводского комплекса, отвечающего самым современным тогда требованиям селекционной работы с лошадьми.

Конный завод представлял собой два комплекса самостоятельных зданий, каждый комплекс состоял из двух корпусов конюшен, соединенных переходами с манежем. Манеж для выездки – огромный зал круглой формы, хорошо освещенный большим числом высоких окон. Кроме заводских в усадьбе находились конюшни для рабочих лошадей, ипподром и целый комплекс зданий, сопутствующих заводу, таких как ветлечебница, кузница, дом для 12 конюхов. В имении особое внимание уделялось кормовой базе. Многие заливные луга имели повышенную влажность и заболоченность. По указанию графа на них проводились мелиоративные работы, планировалось введение новых высококалорийных трав.

К сожалению, сегодня архитектурное наследие графа Воронцова находится в упадке.

Рушатся постройки конюшен и ипподрома. Рушатся и приходят в запустение здания усадьбы, парк...

И хотя висит на них табличка, что, мол, "является памятником архитектуры", - видимо, руки до этого памятника не доходят. А жаль..

img 2935

.

Если сейчас не дойдут руки и не найдутся средства, то спасать потом будет нечего!

 

 

 

Татьяна Колесникова
(по материалам газеты "Согласие")

Фото Чекалина А.М., группы "Моршанский район" в "Одноклассниках"

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить