Воспитание ТВОРЧЕСТВОМ

Воспитание ТВОРЧЕСТВОМ - фото 1Приходит время, люди Канта понимают!


Пришло, наверное, время, чтобы заявить почти как в кинофильме «Берегись автомобиля»: «Не пора ли, мне замахнуться на Иммануила, понимаете ли, м-м, нашего КАНТА?». Конечно, галопом по Европам я изучал что-то его в студенчестве для сдачи зачетов-экзаменов и кандидатского минимума в аспирантуре, но не больше... А недавно, с полгода назад, как-то запал на него, после погружения в книгу Арсения Гулыги «Кант» (1977 г.) из серии ЖЗЛ.
Это не только гений философии, Кант был уникальным человеком во всем. Он прожил (1724-1804 гг.) весьма долгую для своего времени жизнь, но с 30 лет и до самой смерти НИКУДА не выезжал из родного Кёнигсберга. При этом Кант настолько глубоко погружался в каждый изучаемый предмет, что у всех, кто его слушал, складывалось убеждение, что он этим занимался прямо на том месте.
У Канта был удивительный распорядок дня. Рабочий день начинался в пять часов. Утром он выпивал две чашки слабого чая, кофе он любил, но старался не пить, считая его вредным. Занятия начинались в СЕМЬ УТРА. Ровно в час дня шел в столовую, где всегда обедал с гостями. Обед был единственной трапезой, которую разрешал себе, он очень любил вкусно поесть. А потом в одиночестве гулял в любую погоду по своей «философской тропе». Вечерние часы он посвящал легкому чтению, все приходящие мысли записывал. В 22.00 дом Канта засыпал. КАНТ БЫЛ ХОЛОСТЯКОМ, как и многие философы: Платон, Гераклит, Шопенгауэр, Декарт, Спиноза, Жан-Жак Руссо... Половое влечение по Канту не имеет «ничего общего с моральной любовью».
За 53 года научной деятельности, начиная с 23 лет, он написал и издал более 50 книг и статей, вошедших 29 томами в сокровищницу философской мысли. Канта уважали не только его многочисленные ученики, ученые и философы, но также простые кёнигсберцы, его соседи за его понятные советы, например, как предотвращать болезни: 1) держать в холоде голову, ноги и грудь; 2) меньше спать: постель – гнездо заболеваний; 3) больше двигаться: самому себя обслуживать, гулять в любую погоду. Над своей жизнью Кант не дрожал, страх смерти ему неведом. Здоровье важно только для работы.
Безусловно, я не предпринимаю и не планирую никаких попыток осмысления и изложения всего творчества Канта. Просто потому, что Кант – это ЦЕЛАЯ ВСЕЛЕННАЯ критики разума и метафизического познания. Здесь предлагаю к рассмотрению только одну из трех граней (истина, добро и красота) этого знаменитого бриллианта Знаний и Духа – служение КРАСОТЕ. Присоединяясь к последователям Канта, считаю, что «систематическое изучение философии следует начинать с теории красоты, тогда полнее раскроется добро и истина».
Красота объединяет истину и добро, именно в ней сплетаются сухая теория и повседневная практика жизни. Тезис Канта: «Только путем КРАСОТЫ можно достичь свободы» усиливается эталоном жизни от Достоевского – «МИР СПАСЕТ КРАСОТА». Но, чтобы воспринять красоту предмета или явления надо уметь интеллектуально оценить его достоинства. Чем сложнее предмет, тем больше требуется умственных усилий, чтобы понять, например, красоту математической формулы или сюжет картины. Культура искусства и жизни дается нам не с рождения, а есть результат особого воспитания в непринужденной игре, развивающей воображение.

Воспитание ТВОРЧЕСТВОМ - фото 2Воспитание ТВОРЧЕСТВОМ - фото 3Воспитание ТВОРЧЕСТВОМ - фото 4
В одном из главных своих сочинений «Критика способности суждения», написанного в возрасте 66 лет, Кант излагает единый подход к живой природе и художественному творчеству: природа – это своего рода произведение искусства, и как нельзя вторгаться в деятельность морально зрелого художника, так нельзя нарушать гармонию природы. А для этого человеческий род должен обладать характером и знаниями. Кант дает ответы на свои вопросы: первый, «Каково природное назначение человека?». Ответ – «ВЫСОКАЯ КУЛЬТУРА». Затем, «Какое состояние делает это возможным?» – «ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО». И третий, «Какие рычаги использовать?» с глубинным ответом – «НЕОБЩИТЕЛЬНОСТЬ И СОПЕРНИЧЕСТВО. ТРУД».
Этому можно научиться через «культуру умений» и «культуру воспитания». Если первая необходима для достижения своих целей, то вторая поднимает на уровень выбора целей и освобождает нашу волю от оков потребительства. Культура в глобальном понятии включает всё, что сотворено людьми, но она безразлична к судьбе человека, пользующегося благами своей цивилизации: прогресс это или деградация (ведь любая палка о двух концах).
«КУЛЬТУРА ВОСПИТАНИЯ», как ее понимал Кант, ведет к результату безусловного морального удовольствия, а не животного наслаждения. Именно эта эмоция является истоком к занятиям творчеством и искусством. Надо воспитать способность различать и выбирать, что такое хорошо, а что плохо. Понимать, что есть прекрасное и возвышенное, когда делаем оценку явлению природы или предмета искусства. Идеал красоты предмета культуры озвучен в формуле Канта: «Прекрасное есть символ нравственно доброго».

Воспитание ТВОРЧЕСТВОМ - фото 5Воспитание ТВОРЧЕСТВОМ - фото 6Воспитание ТВОРЧЕСТВОМ - фото 7

Культурно-нравственное воспитание через АРТ - ПЕДАГОГИКУ формирует всесторонне развитую личность, способную не только к потреблению, но и к творчеству. Хотя красота не вмешивается в дело мышления, но косвенно, возникая в книгах в форме нравственных идей, становится нормой поведения. Единство ИСТИНЫ, ДОБРА и КРАСОТЫ выражается в произведениях искусства. Изящные искусства: словесное, изобразительное, игры ощущений (поэзия и музыка), а также различные их сочетания содействуют культуре способностей души, приближая сферу культуры к сфере познания.

Воспитание ТВОРЧЕСТВОМ - фото 8
Гений – это тот, в ком сочетаются высоты воображения и рассудка. Четыре качества гения в искусстве по Канту: 1) это способность создавать то, для чего не может быть никакого правила; 2) созданное произведение должно быть образцовым; 3) автор не может объяснить другим, как возникает его произведение; 4) «сфера гения» не наука, а искусство. Художник – дитя века, но горе ему, если он становится баловнем века (как некоторые современные «звезды» искусства в кино, театре и интернете). Люди нуждаются в воспитании культурой. Настоящие художники создают предметный мир истины в искусстве, который соответствует понятиям добра и красоты. УЧИТЕ ДЕТЕЙ БЫТЬ ХУДОЖНИКАМИ НОВОГО МИРА!

Олег Г. Волков, отец, ученый, профессор
г. Чебоксары
13.01.2022 г.

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить