Воспитание – это ВЗАИМОПОНИМАНИЕ

Воспитание – это ВЗАИМОПОНИМАНИЕ - фото 1Воспитание – это результат полного понимания ребенком наставника

Выполняю обещание: предлагаю ознакомиться с тезисами книги «От отца к сыну» Франко Нембрини, его позиций о воспитании детей в семье и в школе.

Первое,Нембрини считает: «Секрет воспитания – не ставить перед собой проблему воспитания». Франко – четвертый из десяти детей, его родители были простыми людьми с тремя классами образования и полным отсутствием педагогических «компетенций». «Это одна из лживых сегодняшних идей – что без особых компетенций, без психолога, диетолога, сексолога, священника (для верующих людей) невозможно воспитать ребенка», – говорит Нембрини. Глядя на опыт родителей, он усвоил главное: «Если Бог доверил родителям меня родить, то Он доверит им и воспитать меня». (https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=8601q1).

Воспитание – это ВЗАИМОПОНИМАНИЕ - фото 2

Но тут главное в том, что взрослому, осознанно ставшему родителем, следует понять и принять на себя высокую христианскую миссию – быть для детей хранителем и носителем законов и правил общества, той жизни, в которую они вступают. Воспитатель «никогда не остается пассивным, никогда не думает, что дети повзрослеют сами по себе, словно достаточно обеспечить какими-то мелочами, может быть даже материального плана, поместить их в определенные условия нормальной жизни». Примеры из жизни детей, так называемых новых русских, показывают точно иное.

 

Второе. «Воспитание – взаимодействие между людьми, оно характеризует человеческие отношения. Разницу между человеком и животным составляет как раз воспитание: взрослый сопровождает ребенка к его призванию, к реальности, к смыслу вещей… Конечно, в первую очередь, это дело родителей, особым образом – преподавателей. По своей природе и в силу отношений с другими людьми человек – воспитывает; он всегда вовлечен в воспитательный процесс… Мы воспитываем себя самих и тех, кто на нас смотрит».

Воспитание – это ВЗАИМОПОНИМАНИЕ - фото 3

Важно, что Нембрини не только обосновал теоретически, но практически создал модель воспитательного пространства семьи и общества. Для этого он учредил в 1983 г. в небогатом районе родного города Бергамо, частную школу «LaTraccia», где учится около тысячи детей и работает дружная команда преподавателей. Школа живет в рамках созданной им христианской концепции. Педагогическая деятельность народного учителя Нембрини известна не только в Италии и в Евросоюзе, но и в России. Ондавно сотрудничает с православной гимназией г. Кемерово, при поддержке РПЦ (https://www.prav-news.ru/kemerovo/?ID=31471&ysclid=lefhps9q6p250345432).

Говоря о важнейшей роли школы, Франко ставит перед педагогами задачу: «Будьте отцами и матерями для всех ваших учеников». Так, чтобы можно было сказать ученику: «Я с тобой; я не твой отец, но какой-то отрезок пути мы можем пройти вместе». «Если бы сотни преподавателей обращались так с учениками своих классов!.. У нас все больше учеников, которые растут без отца или у которых отец есть только на словах». Школа «LaTraccia», главная задача которой, как у всех школ – образование, взяла на себя и воспитательную роль, с которой не справляется современная семья.

Третье. Он вслед за своим наставником, отцом Луиджи Джуссани, отмечает, что воспитание – это очень рискованное дело. И все дело в том, что мы, родители и учителя, в процессе воспитания не учитываем, игнорируем окружающую нас реальность. Поэтому первая предпосылка воспитания – это введение в реальность, в изучение ее тайн. А значит, необходимо изучать мир, все его части и элементы, знать почему они существуют и каков их смысл. И не только в их научном значении, но через чувственность, любовь и привязанность, чтобы его жизнь была счастливой, доброй, прекрасной. Поэтому воспитывать надо так, чтобы по мере взросления ребенка помогать утолять его потребности в истине, в благе и в красоте.

Воспитание – это ВЗАИМОПОНИМАНИЕ - фото 4

Не бывает воспитания без воспитателя. Воспитателем для ребенка может являться каждый взрослый, но авторитетом будет тот, кто верный традициям свидетельствует собственным позитивным опытом, о том, что жизнь – очень хорошая штука. «Свидетельствовать на фактах, а не только на словах. Наши дети, наши ученики нуждаются лишь в одном: увидеть взрослого человека, который знает то, что необходимо знать в этой жизни. А в жизни нужно знать не физику, не математику, не греческий язык. Истинный рост человека и его ценность определяется той уверенностью, на которой строятся его день, его жизнь и решения».

Вторая предпосылка воспитания – это утверждать смысл реальности своими рассказами из сложных и разных периодов жизни, как свидетельством того, что мир нашей жизни хорош, и ты ощущаешь это всем существом. Ребенок нуждается, чтобы кого-то (родителей, бабушек с дедушками, друзей семьи) видеть в постоянном действии и значении, в том, что называется традициями. Если у вас есть уверенность в традициях семьи, то и у него будет такая уверенность, как показатель нравственного и психического здоровья. Если дошкольник верит тому, что говорят ему родители, если следует гипотезе, которую предлагает ему взрослый, то он растет с уверенностью, и повзрослев, будет в состоянии эту гипотезу проверить».

Четвертое. «У воспитания есть бесценная задача подводить ребенка к уверенности в существовании смысла вещей», в том, чтобы удовольствием от своей жизни показывать, «что имело смысл приходить в этот мир, что у каждого из нас на это есть достойные причины». И что у родителя всегда есть личный опыт, чтобы правильно ответить на сложные подростковые вопросы: «Папа, почему я должен быть добрым? На чем основаны те принципы и ценности, которые ты мне прививаешь? Скажи мне, на какую гипотезу ты опираешься в жизни?». И родитель должен ответить – не общими словами про то, что так принято в обществе. А рассказами о реальных фактах и случаях из жизни, как свидетельством личного счастья.

Воспитание – это ВЗАИМОПОНИМАНИЕ - фото 5

Пятое. Секрет воспитания здесь: сын-дошкольник должен смотреть в глаза отца и матери и видеть в них ответ, что жизнь содержит в себе ожидание счастья и блага. Это обещание придает ребенку смелости, силы духа, позволяет его добродетельности одерживать личные победы над животными инстинктами и злом внешней среды растления, понимаемой как современный мир рынка потребления и интернета.

Олег Г. Волков, отец, ученый, профессор

г. Чебоксары

23.02.2023

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить