Волчок и пирамида – образная модель законов философии и жизни

Волчок и пирамида – образная модель законов философии и жизни - фото 1Олег Волков специально для журнала Экоград.

Текущая должность: зам. директора по повышению квалификации в ЧЕБОКСАРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ФГБОУ ВПО "МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСТИТЕТ ИМ. В.С. ЧЕРНОМЫРДИНА"

Образование: Чувашский государственный университет.

Кредо: Жизнь пройти так, чтобы не было ни минуты сомнения, что Жизнь - прекрасна!

 

На своих семинарах и тренингах я часто спрашиваю: «Как придать такой фигуре, как перевернутая на острие пирамида, вертикальную устойчивость на долгое время?» И участники обычно предлагают самые различные технические ухищрения, как всевозможные подпорки (условные костыли), так вплоть до закапывания острия пирамиды на треть высоты под поверхность земли (это подобие того, как страус в страхе прячет свою голову в песок).

Для образного метафорического восприятия антиномии в системе «руководство организацией», являющейся полной противоположностью статичной пирамиде, как образу «авторитарного управления», мы предлагаем использовать, известную всем с детства другую любимую игрушку, – динамичную юлу или, как больше нравится автору, «живого» волчка «эффективного менеджмента». Волчок будет достаточно устойчив в вертикальном положении, только пока он вращается. Волчок крутится только тогда, когда он кому-нибудь интересен, кому-то нужен. Стоит прекратить внешнюю энергетическую подпитку, как волчок, замедляясь в движении, начинает, кренясь из стороны в сторону, терять ритм. И, в конце концов, сиротливо закатывается куда-то под шкаф и с шумом заваливается на бок, превратившись в ненужную игрушку, фактически, в мертвую пирамиду…

Но как из тяжелой неподвижной пирамиды стать шустрым, непоседливым волчком? Есть интересная поговорка-метафора: «Он взял, да и перевернул все с ног на голову!» При этом изначально предполагается, что данный человек сделал что-то совершенно неправильное. Но почему же, считается неправильным опираться на голову? Ведь если подумать, откуда ноги растут, то будет понятно, что любое дело надо как раз через голову раскручивать. Как образный пример живого волчка – вертикальное положение человека, вращающегося на голове, – молодые экстремальные танцоры брейк-данса.

 Волчок и пирамида – образная модель законов философии и жизни - фото 2

Рис. 1. Геометрические фигурки женского и мужского начала

Обычно, для простоты графического изображения человека (рис. 1), его рисуют в виде кружка головы, опирающегося на плечи (сторону) треугольника, стоящего на вершине (мужчина) или «кружка», находящегося на острие вершины треугольника (женщина). Сама природа, биология человека определила, что мужчина должен быть исследователем и добытчиком, т.е., крутиться. А женщина, наоборот, должна быть, в определенной степени, материально зависимой и консервативно постоянной. Научно доказано, что гендерные разли­чия полов в отношении самоутверждения, активности и аг­рессивности, заботы о потомстве ведут свое происхождение из биологических различий.

Мужчины и женщины неравны изначально, генетически. Ученые нашли сотни генов, которые по-разному включаются и выключаются в мозгу мужчин и женщин. Это заставляет считать, что многие модели поведения, которые являются характерными для определенного пола, определяются в большей степени природой, чем воспитанием. Мужчины и женщины значимо отличаются друг от друга десятками особенностей характера и навыков. К ним относятся умение сопереживать другим, склонность к агрессии, способность рисковать и ориентироваться в пространстве, заботиться о потомстве, а также предпочтение определенных качеств в сексуальном партнере. Поэтому, чтобы достичь взаимопонимания мужчина и женщина должны понимать, что перед ними – в некотором роде другой вид животного. И чтобы узнать и воспитать (выдрессировать) другого, надо сначала освоить, а потом научиться говорить на этом чужом языке.

Такое образование реально идет в нашей стране. При этом ни государство в лице министерства образования, ни передовая научная общественность не формулируют явных целей и задач этого образования. Наверное, потому, что оно весьма однобоко, и имеет, см. пост «Наши мальчики – это девочки в штанах», исключительно женскую направленность. Сегодня девочки успешно учатся становиться лидерами, с освоением всех внешних, ранее присущих только мужчинам качеств выражения лидерства, как позитивных (агрессивность, активность, независимость, ответственность), так и негативных проявлений (употребление мата, курения, спиртных напитков, невнимание к мужу, сокращение времени на семью и детей и др.).

 Волчок и пирамида – образная модель законов философии и жизни - фото 3

  Рис. 2. Превращение российского мужчины в пирамиду

Почему такое происходит? Потому что российский мужчина – это теперь уже не активный волчок. А если волчок не вращается, то он заваливается, превращаясь в пирамиду. Нашим российским мужчинам удается сменить жизнь из необходимости постоянного движения «волчка» на стационарное состояние горизонтального покоя («лежка на диване») – см. рис 2. Но чтобы женщине завертеться юлой, ей надо основательно изменить себя. Они фактически, из состояния классической «мертвой пирамиды» превращаются в инновационных «живых волчков». И это российским женщинам в последнее время очень неплохо удается. «Россия, по данным консалтинговой компании Grant Thornton, занимает первое место по количеству женщин работающих в сфере управления. 42% российских менеджеров – женщины». Кстати, в Японии – 8%, в Голландии – 9%...

Мы можем простыми образами наших игрушек показать, как это происходит. Превратить пирамиду в волчок можно, действуя строго в соответствии с принципом «перевернуть все с ног на голову». Как людям, так и организациям, оказавшимся в положении «на голове», необходимо научиться вращаться: «Хочешь жить – умей вертеться». Именно в соответствии с этим принципом действуют в рыночном мире самые известные, малоизвестные и даже совсем неизвестные организации и компании. Разъяснение метафорического образа «встать на голову» может быть получено двумя способами:

- первый: это когда применяется внешнее усилие учителя, умеющего, условно, танцевать брейк, чтобы оторвать «пирамиду» человечка от земли, развернуть, поставить ее на голову и раскрутить (именно так получается 98 % всех менеджеров). «Искусству можно научиться лишь у тех, кто зарабатывает им себе на жизнь» - Сэмюэл Батлер, английский писатель. Хорошая образная метафора – ТВ-шоу «Ледниковый период»: чтобы научиться классно кататься на коньках надо, чтобы вашим тренером был мастер спорта или, еще лучше, олимпийский чемпион.

- второй: когда в самом человеке, самостоятельно, без всякого внешнего научения через учителя, происходит перенос «центра тяжести» от основания пирамиды в ее вершину. То есть, самой тяжелой (важной) частью человека должны стать его мозги, постоянно увеличивающиеся в массе идей. А это бывает, когда у лидера (всего 1-2 %) личное неуемное желание воплотить Идею в Дело становится самым главным в жизни (рис. 3).

 

 Волчок и пирамида – образная модель законов философии и жизни - фото 4

         Рис. 3.  Как перевернуть все с ног на голову

Для лучшего понимания второго способа «как стать волчком» хорошо подходит определение «предприниматель», данное современным русским философом Сергеем Чернышевым: «Это люди обладающие способностью предпринимать впервые что-то новое для людей». Удачливый бизнесмен может создавать разный бизнес, потому что умеет постоянно (после завершения очередного успешного проекта) переносить свой «центр тяжести» в голову. Но как отметил один участник одного из первых моих тренингов, как общий вывод по применению авторской модели «пирамиды-волчка»: «А ведь тупой лидер вращаться не сможет!»

 

Олег Г. Волков, профессор, Чебоксары

03.02.2013

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить