Развиваться непрерывно, чтобы укреплять стабильность
Почему-то принято считать, что общественная позиция взрослого человека по какому-либо вопросу должна быть постоянно неизменной, и что никакие внешние факторы не должны ее поколебать и заставить поменять свою оценку или точку зрения. Такое мнение, что, когда-то в юности записав в тетрадь вслед за школьным учителем чье-то правило или оценку, он должен оставаться на этом первичном уровне навсегда.
Разве это правильно, ни в чем толком не разбираясь, иметь обо всем свое однозначное мнение? Из глубин истории (2,5 тыс. лет!) до нас дошла мудрость древнегреческого философа Сократа: «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого». У каждого, кто познал эту истину, как у богатыря, стоящего перед камнем на перекрестке трех дорог, есть свой вариант дальнейшего действия. Первое, самое простое действо – идти вперед, то есть, продолжать делать, ТО ЖЕ САМОЕ, ЧТО И ВЧЕРА, не воспринимая, почти совсем не понимая полученной мудрости: «А Васька слушает, да ест».
Вторая дорога «perasperaadastra!», с латинского «через тернии к звездам!». Это и есть ДОРОГА ПОЗНАНИЯ, когда следует стремиться знать больше других, чтобы сделать жизнь другим лучше. И ничего нет зазорного в том, что под влиянием новых знаний вы меняете свои убеждения. Как, например, известный философ Семен Людвигович Франк, изгнанный в 1922 г. Лениным, как и десятки других, на «философском пароходе» из России в Германию. Он, погружаясь в новое учение, сначала становился его сторонником, а после, поняв самое важное, доходил до его отрицания, и в итоге поднялся к вершине понятия Истины – религия и мораль Христа, сословный строй и государство.
Вот что Франк пишет: «Моральные принципы и отвлеченные моральные идеалы не нормируют духовной жизни, они нормируют только ее внешние проявления». Никакой идеей соблазнить нас нельзя. Разве что ИДЕЕЙ СПАСЕНИЯ РОДИНЫ.«Если бы только мы могли помочь нашей родине воскреснуть, обновиться, явиться миру во всей ее красоте и духовной силе – мы, кажется, нашли бы исход…». И у него есть четкое решение, в чем должна заключаться помощь: не откладывайте добрые дела, откликайтесь на ближайшие, неотложные потребности окружающих людей.
Печально смотрит Франк на свое поколение и его судьбы. Через 100 лет все повторилось. Человечество зашло в тупик. Впереди гибель. Единственно правильноерешение–«ВЕРНУТЬСЯНАЗАД».Призывоченьсовременный. Мы верим в Россию, в то, что традиционные ценности возобладают над катастрофическим настоящим. Главное в общероссийской соборности – общественная жизнь и наша обязанность, как неотъемлемое право совместно служить правде и России. При этом иерархия здесь неустранима. «Попытки установить социальное равенство неосуществимы, как неосуществимо равенство физическое. Общество не груда предметов, не куча песка. Власть всегда есть власть меньшинства – поэтому важно, чтобы она служила интересам общества как целого. И потому авторитет и иерархизм – есть незыблемый божественный закон, определяющий самое существо человека и общества».
Но в странах либеральной демократии авторитетом легко может стать (как это сегодня происходит в США и странах Евросоюза) не действительный мастер, лицо более высокого духовного и умственного уровня, а демагог, сумевший польстить массам и заслужить их доверие в качестве приказчика, исполнителя их воли. Настоящее основание авторитета определяется степенью его харизмы: сознание не произвольно-человеческой, а объективно-божественной ИЗБРАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА, его предназначенности для общественного водительства. Главенствование лидера, как и осознанное подчинение специалиста, есть служение правде.
Граждане распределяются по разным ступеням общественной лестницы в соответствии со степенью их ГОДНОСТИ и УМЕЛОСТИв деле социального строительства общественного целого. Существует специальная общественная сила, обеспечивающая устойчивость целого – это государство. Франк считает, что главная ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВА – организация свободы выбор каждого, создание условий для процветания всего российского общества.
А как же равенство? Есть только одно отношение, в котором все люди онтологически равны: это есть их ОТНОШЕНИЕ к Богу и Родине… Равенство в истинном, обоснованном своем смысле есть не что иное, как всеобщность служения. Демократия есть не власть всех, а служение всех. Не хищническое, корыстное или властолюбивое желание «народа» быть хозяином и распорядителем своей судьбы, державным властителем жизни, есть ее основание, а ЧУВСТВО ОБЯЗАННОСТИ АКТИВНОГО СОУЧАСТИЯ ВСЕХ в общем служении правде».
У активного по жизни человека есть только одна дорога – путь ДЕЙСТВИЙ. Но выбор своей истинной цели из двух противоположных направлений – правого дела или левой сделки (обмануть ради наживы – третье направление на перекрестке дорог) всегда остается за человеком. Путь действий – это всегда трудный поиск с множеством испытаний, тягот и перемен, когда мы пробуем себя в разных социальных занятиях. Но именно от того, какой результат деятельности в социуме: СОЗИДАНИЕ или РАЗРУШЕНИЕ доставляет нам больше радости и удовлетворения, зависит конечная цель нашего пути. Только избравшие путь всеохватывающего СЛУЖЕНИЯ, во имя созидания и укрепления государства, как общественного целого, получают право на лидерство в своем народе.
Однако, как мы уже отметили, не все авторитеты, дорвавшиеся до аппарата власти, действуют исключительно с целью РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА, иначе не было бы столь гнусного и опасного для страны явления, как коррупция, являющейся родной сестрой предательства. Следует более внимательно, не считаясь со временем, проводить изучение каждого кандидата на любую аппаратную должность, включая повышение по госслужбе, проверяя все каналы информации, как по нему, так и по его родственникам и друзьям-товарищам. Здесь не только приветствуются, но являются обязательными к применению современные возможности ИКТ технологий и цифровизации.
Олег Г. Волков, отец, ученый, профессор
г. Чебоксары
13.09.2022
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON