И Слово наше добрым чувством в детях обернется,
и наша жизнь найдет достойный смысл
Последние 15 лет усиленно продвигаюсь в осознании истинного значения Школы, как института Воспитания ЧЕЛОВЕКА. Методично занимаюсь описанием того, что является главным в процессе выращивания и созревания из семечка одаренности каждого ребенка здорового, сильного и плодоносящего Древа Знаний? Ну, и как в культовой советской песне из к/ф «Дети капитана Гранта»: «Кто весел – тот смеется, кто хочет – тот добьется, кто ищет – тот всегда найдет!» То есть, конечно, мысль материальна, надо только очень-очень сильно хотеть, и тогда точный ответ или верная подсказка вам обязательно будет дана.
28 июня 2021 г. уже второй год подряд принимал участие в составе жюри республиканского конкурса на звание «Лучший орган опеки и попечительства». Но разговор совсем не об участниках, которые старались изо всех сил, а о НЕЧАЯННОМ ПОДАРКЕ, который членам жюри сделал Тахир Мирджабаров, многодетный отец (7!), взявший в свою семью троих приемных детей. В завершение работы нашей комиссии он одарил нас книгой Брюса Перри и Майи Салавиц «Мальчик, которого растили, как собаку».
И в этой книге, практически в каждой главе-рассказе об истории исцеления детей с психическими и ментальными отклонениями, всемирно известный детский психиатр Брюс Перри выводит главную идею позитивных изменений у ребенка: «Людей изменяют другие люди, а не программы… ВЗАИМООТНОШЕНИЯ имеют решающее значение: валютой системных перемен является доверие, которое происходит от здоровых рабочих контактов. Сотрудничество и взаимное уважение дают надежду, что мы сможем что-то изменить к лучшему. Самые благотворные и целительные перемены происходят не в процессе «терапии», а в естественной обстановке здоровых взаимоотношений между взрослым и ребенком. Эффективнее всего работает то, что улучшает качество и количество здоровых отношений в жизни ребенка».
Чем особенным привлекательна эта книга? А тем, что, рассказывая ту или иную историю детской психологической травмы, авторы научно, но простым и понятным языком описывают и разъясняют, что на самом деле произошло с конкретным разделом мозга (ствол, промежуточный мозг, лимбическая система, кора и лобные доли) в самый важный период развития человека от рождения до ШЕСТИ ЛЕТ. Это время лучших возможностей для ребенка. Вместе с тем, развивающийся мозг малыша наиболее уязвим перед деструктивным воздействием угроз и опасностей, пренебрежения ребенка взрослыми и травмирующего опыта внешнего окружения.
ДЕТСКИЙ МОЗГ – самая неустойчивая система, и его правильное созревание или разрушительные изменения зависят от поведения родителей и других взрослых, которые в это время рядом с ребенком. Образно я выразил это так: «Семья является ОКЕАНОМ ЖИЗНИ, из пены которой может выйти или Афродита – символ любви и красоты, или Левиафан – морское чудовище, или бесцветный планктон без имени и без судьбы».
Чтобы Океан Семьи постоянно радовал нас и мир драгоценным янтарем своих глубин, нам надо научиться создавать прочные взаимоотношения Любви и Доверия, Поддержки и Помощи взрослых друг другу и своим детям. Чтобы ребенок вырос добрым, щедрым и сочувствующим, к нему нужно относиться точно так же. Для этого семья должна стать первой школой ВОСПИТАНИЯ ребенка, и главными занятиями в ней должны быть уроки сотрудничества, сопереживания и альтруизма.
Молодым супругам, еще лишь мечтающим о рождении ребенка, следует договориться и принять, что в основе отношений между ними всегда будет нужное слово, ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ и чуткая забота к каждой просьбе любимого. И пока есть время до рождения малыша, следует понять, как народные традиции воспитания и раннего развития ребенка связаны с этапами формирования нашего мозга. И что может произойти, если не выполнять правильно всех нужных занятий с малышом. Родителям, как «Отче наш», следует принять для себя семейный закон любящего обращения с ребенком, особенно в дошкольный период его жизни.
Создание системы заботливого общения родителя с ребенком – вот главное условие для правильного развития мозга. СЕМЕЙНАЯ СРЕДА, в которой растет малыш до школы, должна быть спокойной, доброй, любящей. Ребенок не должен видеть, а тем более становиться участником грубых ссор и жестокого поведения взрослых. Знайте, что дети более уязвимы для психических травм, чем взрослые. Что угрозы и семейный негатив самым отрицательным образом сказывается на его психике и поведении. И тогда во взрослой жизни каждая новая задача у человека с разрушенной психикой будет вызывать тяжелое состояние угнетения, стресса и страха.
УРОКИ в семейной школе взаимоотношений – это ежедневная практика познавательных занятий духовного саморазвития, подобная онлайн курсу для родителей в Академии гуманной педагогики (https://amonashvili.online/12). После завершения самообучения каждый умный родитель сможет сказать, как Гуру Шалва Амонашвили, что он творчески освоил три важнейших закона. Первый закон: «Любить любого ребенка, ибо Любовь есть преобразующая сила Духа и Сердца». Второй закон: «Понимать ребенка и принимать его таким, какой он есть, ибо нет воли Творца, чтобы погиб один из малых сих». Третий закон: «Преисполниться оптимизма в отношении любого ребенка, ибо Вера в Будущее есть ТВОРЕЦ настоящего».
Фото из свободного доступа https://ru.freepik.com/search?format=search&page=4&query=family+relationship&type=photo
Олег Г. Волков, отец, ученый, профессор
г. Чебоксары
17.07.2021
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON