СЛУЖИТЬ обществу - 11 Любить УЧЕНИКА

СЛУЖИТЬ обществу - 11 Любить УЧЕНИКА  - фото 1Хороший Учитель помогает лучшим ученикам встать

себе на плечи, чтобы они смогли подняться выше!

В первые годы перестройки в СССР появилось много черного юмора, в том числе анекдоты и про школу. Адвокат спрашивает на судебном заседании у приглашенного эксперта: «Знаете, чем отличается педагог от педофила?». И тот суду объясняет: «Тем, что ПЕДОФИЛ ДЕТЕЙ ЛЮБИТ».

И, как ни странно, это именно так, с точки зрения лингвистики: ПЕДАГО́Г. Заимствовано в XVIII в. из французского pédagogue и восходит к греческому слову paidagogos, образованному путем сложения существительного pais (paidos), имеющего значение «ребенок», и причастия agogos со значением «ведущий» (от глагола agein – «вести»). Таким образом, буквальное значение: «тот, кто ведет (воспитывает) детей». В слове педиатр первая часть от слова paidos. (https://lexicography.online/etymology/п/педагог#). И «педофил» имеет тот же paidos (https://ru.wiktionary.org/wiki/педофил).

Можно разобрать и слово «Учитель» самый близкий синоним «Педагогу», но принятый формат статьи не позволяет отдать полстраницы на такой разбор. Желающие могут самостоятельно погрузиться в старославянские основы состава этого слова (https://otvet.mail.ru/question/30429671).

Поэтому даю сразу свой вывод: НАСТОЯЩИЙУЧИТЕЛЬ – это призвание, основанное на подлинной Любви и умении хорошо передавать свои знания и мастерство другим. А педагог – тот, кому дали специальное педагогическое образование и поручили заниматься обучением детей.Значение и роль Учителя в просвещенных государствах во все предыдущие времена были на недосягаемой высоте для других профессий. Недаром на всех языках труд Учителя славили и благодарно поклонялись ему:

  • Если учитель соединяет в себе ЛЮБОВЬ К ДЕЛУ И УЧЕНИКАМ, он совершенный учитель. (Лев Толстой).
  • Высшее искусство, которым обладает учитель, это умение ПРОБУДИТЬ РАДОСТЬ от творческого выражения и получения знаний. (Альберт Эйнштейн).
  • Человек всегда учится лишь у тех, кого любит. ТЕ, У КОТОРЫХ МЫ УЧИМСЯ, правильно называются учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя.(Иоганн Вольфганг Гете).
  • Творческий учитель – это тот, кто ОТКРЫВАЕТ, УМУДРЯЕТ И ОДОБРЯЕТ. (Николай Рерих).
  • Учитель – не «всемогущий взрослый», который имеет власть над «невежественным ребёнком». УЧИТЕЛЬ И УЧЕНИК – РАВНЫЕ ПАРТНЕРЫ, равные не по знаниям или жизненному опыту, но по человеческому достоинству.(Фабер Мазлиш).
  • ·Задача учителя открывать новую перспективу размышлениям ученика.(Конфуций).
  • Учитель! ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ позволь смиренно преклонить колени.(Николай Некрасов).

Моральные качества, которые в СССР были главными в деле призвания Учителей в школу, в России цифрового образования не нужны и не совместимы с ним. В формировании Учителей сегодня большие проблемы (https://disshelp.ru/blog/nedostatki-v-sovremennom-vysshem-pedagogicheskom-obrazovanii/).

На главном образовательном портале «Мел» можно увидеть разные мнения по вопросу «Современный учитель, какой он?». Вот, например, пишет учитель истории, директор школы № 444, Павел Северинец: «Встречались ли мне идеальные учителя? Удобные для администрации – да, популярные у детей – да, требовательные – да. Но чтобы ВСЕ КАЧЕСТВА БЫЛИ ОРГАНИЧНО соединены в одном человеке, – нет, такого я не встречал».(https://mel.fm/ucheba/uchitelya/7842659-teacher_talk_severinets). Получается, что наша система педагогического образования в тупике, и нет выхода из него?

Между тем 35 лет назад, 18 октября 1986 года в «Учительской газете» был опубликован МАНИФЕСТ педагогики сотрудничества (http://ru-90.ru/node/1535), в числе его важнейших тезисов: сотрудничество школы с детьми и с родителями; учение без принуждения; изменение системы оценивания; идея свободного выбора и личностного подхода (индивидуальной работы с каждым); коллективное творческое воспитание и др.

В основе гуманной педагогики сотрудничества простая мысль: труд учебы может и должен ДОСТАВЛЯТЬ РАДОСТЬ ДЕТЯМ. Идея такого подхода родилась в общении с детьми. Перемена отношений с учениками выходит сегодня на первое место: «Учителя обычно гордятся сильными своими учениками; мы же гордимся слабыми, которые стали сильными». Этого можно достичь в каждой школе, но лишь при наличии главного инструмента – хорошего Учителя. «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»(В. Ключевский).

Все вышесказанное, можно выразить уравнением подготовки «Совершенного Учителя». Условием для решения задачи будет сумма трех компонентов: Будущий Учитель, в ком проявились Любовь к Детям + Влечение к Предмету (Семья и Школа) и плюс Методики Гуманной Педагогики (Вуз или Колледж).

Любовь к Детям + Влечение к Предмету + МГП = Совершенный УЧИТЕЛЬ

Самыми важными для решения этого уравнения являются слагаемые Будущего Учителя: ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ и Влечение к Предмету. Если второе еще как-то измеряют в виде знаний предмета в формате ЕГЭ, то качество ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ уабитуриента приемной комиссией совсем не выявляется.

Хотя, все очень просто – ввести в педвузах и колледжах обязательный экзамен в виде сочинения, в котором Будущий учитель в свободной форме приводит примеры СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ, заботы, помощи и поддержки другим детям: чему он уже научил кого-то или в чем смог заменить родителей и учителей в домашних делах и школьных занятиях. И всё! Но вот вопрос: «Сколько выпускников захотят стать Учителями в современной российской школе?»

Олег Г. Волков, отец, ученый, профессор, г. Чебоксары

02.02.2022

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить