Пять слагаемых комплексного воспитания и развития ребёнка

Пять слагаемых комплексного воспитания и развития ребёнка - фото 1«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому» - народная мудрость.

 

Каждый настоящий родитель рано или поздно, ну лучше все-таки, если рано, задаётся вопросом чему воспитывать, каким образом это делать и когда следует начать этот важнейший процесс развития ребёнка. По данному направлению вопроса написано огромное количество книг и статей, защищено тысячи кандидатских и докторских диссертаций, проведено неисчислимое количество конференций и семинаров, прочитано миллионы страниц лекций для студентов и родителей. Но единого, ясного, принятого большинством родительского сообщества видения по данному вопросу, я не встретил.

 

Поэтому я хочу внести «свои 3 копейки» в этот сундук наследия человечества. Будучи профессором по кафедре менеджмента, и ежедневно занимаясь со студентами на лекциях и семинарских занятиях, пришел к выводу о важности образного представления нового учебного материала. Люди всегда лучше и быстрее осваивают такие знания, которые представлены в виде известных образов или привычной для них формы. И вот уже не в первый раз выручает меня модель пирамиды потребностей Маслоу.

 

 

Вот вкратце о ней. Все потребности человека организованы в иерархическую систему: физиологические, потребности безопасности и защиты, принадлежности и любви, самоуважения, самоактуализации или личного самоусовершенствования. Главная мысль Абрахама Маслоу в том, что потребности, расположенные внизу, должны быть в достаточной степени удовлетворены до того, как человек сможет приступить к удовлетворению потребностей более высокого уровня.

 

Пять слагаемых комплексного воспитания и развития ребёнка - фото 2

 

 

Семья – главный фактор личностного становления дошкольника. Роль, которую играет семья в процессе развития, адаптации и социализации ребёнка, очень велика и переоценить ее невозможно. Семья заменяет дошкольнику мир. Здесь он учит первые правила, осваивает ценности, понимает себя. Родители должны обеспечить удовлетворение не только основных потребностей ребёнка – физиологических, безопасности и защите, но и помочь ему в развитии способностей для удовлетворения высших потребностей. Гармоничное развитие ребенка в семье возможно только при условии комплексного семейного воспитания по всем необходимым направлениям.

 

А вот этого добра у нас явно недостаёт. Большинство родителей становятся отцами и матерями лишь по факту рождения детей. Поэтому у них нет не только родительских навыков, у них нет даже минимально достаточных знаний и необходимых практических умений по воспитанию и развитию своих детей. «Стать отцом совсем не трудно, быть отцом – огромный труд» - В. Буш. В последнее время, безусловно, увеличивается количество ответственных семейных пар, обращающихся за советами и консультациями к педагогам, психологам и специалистам по вопросам семейного воспитания. Но с другой стороны, к сожалению, растёт количество «случайных» семей и родителей, у которых случайно получился незапланированный ребёнок. Динамике их роста, особенно, как ни странно это звучит, способствует «материнский капитал».

 

 

«Боже мой! Сколько у нас в народе таких, которые решительно ничего не знают, и ни слова не слыхали ни от кого! В детстве их не учили; в возрасте они не хотели учиться; а потом им некогда было учиться. И что же таковые могут передать своим детям!». К такому выводу еще в середине девятнадцатого века пришёл Святитель Иннокентий, митрополит Московский, но такое ощущение, что эти слова сказаны про нашу, современную молодежь. Которая полагает, что раз они поженились и у них есть ребёнок, то необходимые супружеские знания и родительские умения у них случатся сами собой, интуитивно.

 

 

Но нужные компетенции не появляются, зато появляются проблемы в здоровье детей из-за безграмотного отношения родителя к своему здоровью и безразличного отношения к особенностям здоровья супруга. Потом, в детском садике и в школе появляются проблемы с культурой общения и межличностных отношений. К 12-14 годам вдруг выясняется, что их любимые усатые юноши и расфуфыренные девушки ничего не могут самостоятельно сделать по дому, даже макароны себе сварить не умеют. И выбор будущей профессии остаётся за родителями, и вовсе не потому, что они хорошо знают способности свои детей, а как раз, наоборот. Поэтому, в большинстве своём, и не приходится говорить о состоявшейся творческой Личности с уникальными способностями и талантами.

 

 

Из всего сказанного напрашивается однозначный вывод: супругов, в том числе и будущих, необходимо учить базовым знаниям педагогики и психологии, обучать практическим навыкам и умениям по основным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка. Мы уверенно считаем, что следует создать и продвигать программы онлайн обучения родителей, с использованием современных ИКТ технологий, построенных на последних достижениях науки, в том числе нейробиологии, включая применение методик раннего развития детей. Первый шаг в этом направлении уже сделан, на сайте www.род21.рф почти год, как запущена программа онлайн обучения «Менеджмент счастливой семьи». Более 2,5 тысяч молодых людей получили базовые знания, как руководить семьёй, чтобы она стала счастливой. Следующим шагом в этом направлении будет онлайн программа обучения родителей, в том числе будущих. В этой связи, вашему рассмотрению предлагается авторская модель программы комплексного воспитания и развития ребёнка «Школа одарённых родителей».

 

Исходя из базового понимания уровней потребностей пирамиды Маслоу, следует принять важность пяти важнейших направлений воспитания, обучения и развития ребёнка в семье, в школе и обществе:

 

  1. Забота о здоровье и гармоничном физическом развитии;
  2. Радость от совместных дел по дому и результатов труда для людей;
  3. Социально нравственная ответственность за добрые отношения;
  4. Индивидуальная программа обучения и активной деятельности;
  5. Личностно творческое развитие и яркая самореализация.

 

Истинным результатом такого комплексного семейно-общественного воспитания ребёнка будет:

 

  • Счастливая жизнь успешного человека благодаря, привитому с раннего детства, здоровому образу жизни и ежедневных простых занятий физической культурой.
  • Умение уже с подросткового возраста легко содержать себя, зарабатывать на жизнь и помогать семье, получая радость от своего труда на благо других.
  • Добрая жизнь в семье и в отношениях с разными группами людей через освоение знаний и постоянной работы по личностному принятию духовно-нравственных законов и традиционных устоев общества.
  • Успех в жизни – значит понять свою главную миссию в доброй деятельности для людей, высокопрофессионально освоить её и постоянно развиваться в ней, чтобы по-лидерски активно и с удовольствием делать добрые дела.
  • Свой след в истории Человечества может и должен оставить каждый, когда он, творчески занимаясь любимым Делом, найдет и предложит яркую, по-новому необычную, простую, понятную и не дорогую Идею решения одной из проблем Человечества.

Предлагаемый курс «Школа одарённых родителей» состоит из пяти учебных блоков и 15 базовых занятий (по три основных занятия) в каждом из блоков. Занятие включает в себя: прочтение лекции; изучение по тематике занятия необходимого, но достаточного объема учебных материалов, в виде статей, брошюр и книг; проведение одного или нескольких практических заданий; прохождение аттестации: входного, промежуточных и итогового компьютерного тестирования.

 

Учебный план по онлайн программе «Школа одарённых родителей» состоит следующих блоков и 15 учебных тем:

 

Забота о здоровье и гармоничном физическом развитии

 

  1. Физическое и нравственное здоровье семьи – основа здоровья и развития детей
  2. Важнейшие знания для родителей об особенностях развития детей до 3 лет
  3. Становление и укрепление семейных традиций здорового образа жизни

 

 

Радость от совместных дел по дому и результатов труда для людей

 

  1. С первых дней ребёнок участвует с родителями в основных домашних делах
  2. Праздное время – бич личностного, профессионального и творческого развития
  3. Нет непрестижной работы, а есть гордыня и ошибки малограмотных взрослых

 

Социально-нравственная ответственность за добрые отношения

 

  1. Семейное поведение и дела родителей – вот истинная школа развития ребёнка
  2. Духовность семьи – основа нравственного воспитания Человека и Гражданина
  3. Семейные ценности – истоки патриотизма и ответственного служения Обществу

 

Индивидуальная программа обучения и активной деятельности

 

  1.  Изучение достижений и личностного развития основных родственников ребёнка
  2.  Ранняя диагностика и выявление лучших способностей детей в семье и ДОУ
  3.  Гармоничное обучение в семье и развитие ребёнка у лучших педагогов

 

Личностно творческое развитие и яркая самореализация

 

 

  1.  Выбор жизненного предназначения: Служить, Прислуживать, Паразитировать
  2.  Учимся ставить высокие цели и решать сложные и нерешаемые задачи
  3.  Детская одарённость каждого ребёнка – начало его успешной и счастливой жизни

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить