Если вдруг путь правительственному кортежу преградит кто-нибудь и начнет «расстреливать» его из водяного пистолета, он будет обвинен лишь в хулиганстве, а никак ни в совершении террористического акта. По причине покушения негодными средствами.
Точно так же негодными средствами «покусились» на проблемы ЖКХ участники общественных слушаний, организованных Общественной палатой Российской Федерации - «10 лет Жилищного Кодекса - текущие изменения и перспективы». И это не смотря на то, что в слушаниях приняли участие такие «мэтры» темы как Заместитель председателя комитета ГД по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Павел Качкаев, Председатель Комитета Общественной палаты РФ по проблемам местного самоуправления, социальной инфраструктуры и ЖКХ Игорь Шпектор, Уполномоченный по правам человека в гор. Москве, председатель правления Фонда «Российский общественно-политический центр» Александр Музыкантский, исполнительный директор Ассоциации некоммерческих организаций по содействию и развитию товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов Евгения Юнисова, эксперты, представляющие научные и общественные организации из разных регионов страны, практики – руководители управляющих компаний, председатели ТСЖ, ЖСК, Советов многоквартирных домов.
Само мероприятием состояло из двух частей: посвященной жилищной составляющей тематики - «Проблемы эффективности управления многоквартирными домами», и коммунальной – «Проблемы теплоснабжения многоквартирных домов и пути их решения».
В деле управления многоквартирными домами сейчас вырисовываются две проблемы. Первая – застарелая: возвращение т.н. общедолевой собственности – чердаков, подвалов, цокольных этажей, т.н. «колясочных» и т.п.
С 1992 года, после первой приватизации квартиры в доме, в жилых многоквартирных домах вместо одной формы собственности – государственной (муниципальной), возникли три формы собственности: государственная (на неприватизированные квартиры), частная (на приватизированные) и общая долевая (на нежилые объекты общего пользования).
Для того, чтобы нежилые помещения дома не вошли в состав общего имущества, на дату первой приватизации необходимо выполнение двух простых условий:
1. Помещения должны быть предназначены (учтены, сформированы с присвоением кадастрового номера) как самостоятельные объекты недвижимости;
2. Помещения не использовались в качестве общего имущества домовладельцев.
Если хотя бы одно из этих условий не выполнялось, то нежилые помещения, с даты приватизации первой квартиры - являются общей долевой собственностью домовладельцев.
Однако, несмотря на возникновение права общей долевой собственности на общее имущество (подвалы, чердаки и т.п.) в многоквартирных домах в 1992-1993 годах, Департамент имущества города Москвы, в течение многих лет, во всех округах Москвы, осуществлял незаконную регистрацию в собственность города, сдачу в аренду и продажу объектов общей долевой собственности.
Например, регистрация права г. Москвы на помещения общей долевой собственности дома №16 по ул.Лестева (ТСЖ «Хавско-Шаболовский») и дома №5а по Б.Казенному переулку (ТСЖ «Казенная Слобода») – произведена в декабре 2010г., то есть, через девятнадцать лет(!) после первых приватизаций квартир по указанным адресам.
Технология следующая: через работников ДЕЗов, ГУ ИС и БТИ подбираются помещения в подвалах, чердаках жилых домов, пригодные для переоборудования их под коммерческие цели. Затем эти помещения без информирования собственников, проживающих в этих, зачастую полностью приватизированных, многоквартирных домах, вносятся в реестр муниципального имущества.
Дальше происходит переоборудование – рубятся отдельные входы, устанавливаются перегородки, если надо, делается ремонт и город сдает или продет эти помещения.
На многочисленные обращения граждан, а также жилищных объединений и Товариществ собственников жилья, действующих в защиту их интересов, следуют отписки чиновников, что «зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке».
В настоящее время, в судах г. Москвы находятся сотни исков москвичей к Департаменту имущества, в которых они защищают свое право общей долевой собственности, определенное Российским Законодательством.
С приходом нового Мэра С.С. Собянина на эту проблему как казалось, наконец, обратила внимание и исполнительная власть Москвы. Был разработан План мероприятий «По устранению административных барьеров и наведению порядка в сфере создания и организации деятельности ТСЖ», дано Поручение Департаментам имущества и Префектурам до 31.08.2011(!)г. обеспечить выработку внесудебных мер по возврату нежилых помещений, имеющих признаки общего имущества, в общую долевую собственность.
В соответствии с Приказом №326-п от 23.05.2011г. вновь назначенного руководителя Департамента имущества Н.А.Сергуниной, во всех округах Москвы были созданы Межведомственные комиссии, которые должны были выработать конкретные меры по возврату отчужденных объектов в собственность граждан во внесудебном порядке. Однако работа Межведомственных окружных комиссий фактически оказалась направлена не на выявление и возврат незаконно отчужденных помещений, а на ревизию эффективности использования этих помещений.
Как факт, до настоящего времени внесудебные меры по возврату не выработаны, поручение мэра не исполнено.
Справедливости ради надо заметить, что такая ситуация не только в Москве. Но здесь выше «цена вопроса».
И вот тут вот надо перейти к теме негодных средств. Как вы представляете, много ли по такой непростой теме можно донести до аудитории, имея в своё распоряжении пять (!) минут? И это при том, что участники слушаний отнюдь не ораторы.
В итоге выступающие успевали только поднять проблему, а потом без обоснования предлагать механизмы решения, как будто бы взявшиеся из воздуха. Интересно было бы посмотреть, что из этих выступлений в принципе можно было бы включить в итоговую резолюцию.
Вторая беда – свеженькая. Это введение отчислений за капремонт. Москвичи пока с этим не столкнулись, но и им придется с 1 июля выплачивать ежемесячно по 15 рублей с квадратного метра общей площади.
Деньги пойдут в общий котел, откуда на усмотрение чиновников будут направляться на капремонт того или иного здания.
Ну тут конечно сразу видно нарушение нескольких кодексов и законов. Наиболее вопиюще нарушение закона «О защите прав потребителей». Ибо непонятно, какую услугу, какого качества и когда конкретно получит оплачивающий ее человек. Под вопросом сохранность и эффективность использования средств, сложенных в один огромный кошель.
Да и если честно говорить, то жители домов, в которых вышел срок капитального ремонта давно его оплатили – раньше на него собирали в строке «содержание и ремонт жилья».
Не удивительно, что в целом ряде регионов России к Фонду капитального ремонта поданы судебные иски, идут петиции с просьбой приостановить действие этого закона. Люди голосуют и рублем – в большинстве регионов собираемость новой подати меньше 50 процентов.
И опять недостаточное время на выступление не позволило экспертам ни раскрыть тему полностью, ни четко сформулировать свои предложения.
Вторая часть слушаний - «Проблемы теплоснабжения многоквартирных домов и пути их решения» пострадал от нелепого регламента еще больше первой. И причиной – техническая сложность вопроса.
Гвоздем обсуждений стал доклад исполнительного директора Ассоциации ТСЖ и ЖСК Евгении Юнисовой. Вообще, в электронном виде доклад представляет собой более чем 50 страничную презентацию. Для выступления же председательствующий выделил аж… 10 минут.
За эти десять минут были вскрыты причины творящихся в отрасли злоупотреблений.
Так, причинами роста расходов граждан являются нерациональное потребление энергии и коммунальных ресурсов, активная незаинтересованность ресурсоснабжающих организаций в снижении потребления энергоресурсов, сложности в осуществлении контроля за количеством и качеством потребления энергоресурсов; сложности принятия коллективных решений собственниками помещений в многоквартирных домах; организационные и финансовые трудности в проведении энергосервисных мероприятий.
Конкретно в Москве прозрачность начислений платежей учет качества коммунальных ресурсов также недостигнут, несмотря не то, что почти во всех домах, начиная с 2002 года установили общедомовые узлы и приборы учета.
Расчет зачастую производится по нормативу, хотя имеется акт ввода прибора учета в эксплуатацию. Показания приборов недоступны для собственников жилья. Перетопы носят повсеместный характер, в свою очередь горячая вода подается ниже требуемой температуры, что влечет дополнительный объем потребления (при смешивании с холодной водой в большем объеме потребляется именно горячая вода, которая оплачивается по объему).
Простое занижение температуры горячей воды на 2 градуса увеличивает ее потребление (а значит и сумму платежей жителей) на 10%!
Принципиально важные слова сказал Президент Российской Федерации В.В. Путин - «Потребитель должен знать, за что он платит». Дать такие знания ему может только «электронный арбитр» - автоматизированные системы контроля, учета, регулирования и диспетчеризации энергоресурсов – в свою очередь поддержал докладчика Директор энергосервисной компании «ЭСКО-3Э» Бронислав Башкин.
Разработанная компанией система АСКУРДЭ НИИ ИТ «ЭСКО» позволяет не только сделать процесс начисления платежей абсолютно достоверным и прозрачным (исключен человеческий фактор), реально экономить энергоносители за счет гибкого автоматического регулирования потребления, производит мониторинг энергопотребления в режиме он-лайн, но и контролирует отклонения качества потребляемого энергоресурса, автоматически применяя к ресурсоснабжающей организации штрафные санкции, предусмотренные 354 Постановлением Правительства РФ.
Применение автоматизированных систем экономит деньги потребителя, экономит энергоресурсы, заставляет поставщиков соблюдать параметры качества, вследствие чего в наших квартирах всегда будут комфортные условия для проживания.
И вот парадокс. Одной только данной системой уже оборудовано более 20 тысяч объектов в более чем половине субъектов Федерации. В том числе десятки домов в Москве. И при этом такое впечатление, что власти абсолютно не в курсе дела. Так, на странице госзакупок правительства Москвы можно увидеть многомиллионный тендер на заработку программного обеспечения … для создания подобной же автоматизированной системы!
Воистину, нет пророка в своем отечестве.
Что же до слушаний, они перескочили через этот принципиальный ответ на все вопросы ЖКХ и побежали себе куда-то в направлении как затыкать канализационные сливы в квартирах должников, чтобы они исправно платили неизвестно за что и непонятно сколько…
Слушания закончились. Водяной пистолет выстрелил. Никто не пострадал, никто не заметил…