«Правовое регулирование и практика создания экотехнопарков в РФ на примере Челябинской области»

«Правовое  регулирование   и   практика  создания  экотехнопарков  в РФ  на  примере   Челябинской области» - фото 1На основании     статьи 6 ФЗ «О   саморегулируемых организациях» и   статей 24 и 27   ФЗ «Об отходах производства и потребления» 28 августа экспертами саморегулируемой организации «Объединение предпринимателей по рециклингу отходов» осуществлен выезд в город Миасс Челябинской области с целью оценить ход строительства одного из 6-ти российских экопромпарков по переработке отходов, с учетом организованного и проведенного 16 мая этого года АСРО совместно с главой ГО город Миасс, Минэкологии области, ФГУП ФЭО, ППК РЭО совещания по данному вопросу на тему «СОЗДАНИЕ И ПРАКТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОТЕХНОПАРКОВ ПО ПЕРЕРАБОТКЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОТХОДОВ И ВТОРИЧНОГО СЫРЬЯ», на котором обсуждены   предложения по совершенствованию   нормативной правовой базы   и практики правоприменения, взаимодействия  заинтересованных   сторон     власти, бизнеса   и экспертного сообщества в создании инфраструктуры     переработки отходов в России:

Данный федеральный проект весьма интересен участникам рынка обращения с отходами в России и, в принципе, должен показать степень взаимодействия государства, бизнеса, органов местного самоуправления и общественности в продвижении «мусорной реформы» в стране.
В этот раз удалось обсудить вопросы продвижения проекта , а также общие проблемы по управлению отходами в области на импровизированном рабочем совещании непосредственно на строительной площадке экопромпарка в Миассе с участием кураторов проекта от городской администрации и агентства инвестиционного развития, руководителей и специалистов двух резидентов экопромпарка. В настоящее время заканчивается строительство административно-лабораторного корпуса, к объекту подведены инженерные коммуникации по энергообеспечению, водоснабжению и канализации.                                        
         После осмотра строительной площадки был обсужден ряд правовых и организационных проблем в реализации данного проекта в разрезе реформы управления отходами  

В   частности, экопромпарк имеет всего трех резидентов, которые планируют принимать и перерабатывать отходы ПЭТФ-тары, оргтехники, электронных и бытовых электроприборов, но в Челябинской области уже действуют крупные предприятия по переработке этих видов отходов «Вторком», «Мегаполис-экспресс», Южно-Уральский специализированный центр утилизации и другие, и у них есть серьезные проблемы с поставкой сырья. Положение осложняется отсутствием системы сбора этих видов отходов, конкуренцией со стороны «теневых» безлицензионных сборщиков, жесткой конкурентной борьбой с вытеснением таких предприятий монополистом данного сегмента рынка.


Лабораторный корпус экопромпарка стоимостью в 1,2 млрд рублей планируется к вводу к концу года, но до сих пор нет научно-внедренческих предприятий, желающих применять наилучшие доступные технологии обращения с отходами на его базе, что при вводе в эксплуатацию экопромпарка будет приводить к простоям и убыткам. Впрочем, отсутствуют (кроме имеющихся 3-х) и достойные инвесторы, могущие вложить свои средства в размещение своих современных производств на данной промплощадке

   В данном технокластере ТКО области, увы, не действуют комплексы по сортировке отходов и весь объем коммунальных отходов от населения вывозится на полигон ТКО в Сосновском районе с плечом перевозки до 150 км, что делает невозможным развитие инвестиционных программ по формированию системы раздельного   сбора     отходов;

   Очевидно, что очень мешает развитию   отходопереработки монополизм единственного регионального оператора ТКО Челябинской области, закрепленный в федеральном и региональном законодательстве, который, увы, просто ЭКОНОМИЧЕСКИ И ОРГАНИЗАЦИОННО «душит» конкурирующий бизнес в отрасли управления отходами, к тому же как в раздельном сборе,   так и в сортировке ТКО регоператоры экономически не заинтересованы;

Кромет того, старые свалки отходов Златоуста и Миасса закрыты и отсыпаны грунтом, но когда будут средства на их рекультивацию -непонятно. Более разумным выходом из этой ситуации была бы реализация проекта по экологически обоснованной реконструкции старой свалки,к примеру. в Миассе с одновременным строительством МСК и нового современного полигона, с переработкой отходов в строящемся экопромпарке. Это позволило бы создать единую систему сбора и утилизации отходов в кластере с минимальным захоронением неутилизируемых фракций.

Что же говорит   о развитии  экотехнопарков (экопромпарков)   российское   законодательство? Так, 16 сентября 2020 года ,Президент утвердил Перечень поручений ПР-1489, предусматривающих:

-повышение уровня вовлечения отходов производства и потребления в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;


-создание экотехнопарков, предназначенных для производства товаров (продукции) с применением отходов производства и потребления, в том числе на базе имеющихся объектов промышленной инфраструктуры.

-проверку Генеральной   прокуратурой Российской Федерации с участием ФСБ и МВД соблюдения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации требований законодательства Российской Федерации ововлечении отходов производства и потребления в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;


7 мая 2024 года Глава государства определил целевые показатели и задачи для национальной цели «Экологическое благополучие» на период до 2036 года.                        
В 2030 году в России 100% твёрдых коммунальных отходов должны проходить сортировку, а на захоронение направляться не более чем 50%. При этом формирование экономики замкнутого цикла должно обеспечить вовлечение в качестве вторичных ресурсов и сырья не менее 25% отходов

производства и потребления. А сегодняшний день в регионах построены 250 объектов обращения с ТКО. Кроме того, уже началось проектировани и строительство восьми экотехнопарков, из них шесть планируется завершить в ноябре 2024 года (в Московской, Ленинградской, Нижегородской, Челябинской, Новосибирской областях и Ставропольском крае.


Ещё два экологических показателя, установленных Президентом, должны быть достигнуты к 2036 году - утилизация и обезвреживание не менее 50% отходов I и II классов опасности,


С учетом исключения   захоронения из приоритетных направлений   государственной   политики из ФЗ «Об отходах...»   федеральный закон «Об охране окружающей среды»«Государственная поддержка хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды» устанавливает правовую норму о том, что государство оказывает поддержку хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях охраны окружающей среды по следующим направлениям содействия:

-инвестиционная деятельность по внедрению НДТ и реализации иных мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду, использование вторичных ресурсов.

Государственная поддержка такой деятельности осуществляется предоставлением налоговых льгот, льгот в отношении платы за НВОС, выделением средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации при:

-внедрении наилучших доступных технологий;

- проектировании, строительстве, реконструкции систем по переработке жидких бытовых отходов и осадка сточных вод;

   - установке оборудования по использованию, транспортированию, обезвреживанию отходов производства и потребления.

Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться иные меры государственной поддержки хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, но эта   возможность слабо используется регионами.

К этим видам предпринимательства относится любая коммерческая деятельность, имеющая экологический эффект согласно ГОСТ Р ИСО 14031-2001 «Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности ».

В настоящее время отраслевой рынок отходов страны находится хоть и в состоянии стагнации, но в условиях активной фазы проведения реформы управления отходами в России и ее регионах. При этом основное внимание законодательной и исполнительной власти в последние годы концентрировалось на совершенствовании правового регулирования, устранения коллизий в законодательстве и оптимизации управления твердыми коммунальными отходами. В 2020 году в России начата реализация реформы управления отходами 1-2 классов опасности, включая   строительство   7 экотехнопарков   (ПТК) ФГУП ФЭО в регионах   РФ. Однако в отраслевом рынке России, при замедлении темпов преобразований   формирование   отраслевого рынка   отходов прошедший год отмечен следующими неблагоприятными тенденциями:

-снижение роли неструктурированного предпринимательского сообщества области в развитии открытого, конкурентного и эффективного рынка отходов производства и потребления;

-низкий уровень контроля надзорных органов (в т.ч. правоохранительных) в этом сегменте рынка;

- неудовлетворительный рост объемов инвестиций в сферу обращения с отходами и числа инвестиционных предложений, незначительный рост объемов обработки ТКО;

- возрастание экологического ущерба (в первую очередь неучтенного) за счет роста объема накопленных отходов;

-отсутствие полного и достоверного учета образования опасных производственных отходов на предприятиях -отходообразователях;

-отсутствие системы сбора от населения и переработки ртутьсодержащих ламп и приборов, элементов питания 1-2 классов опасности, отходов ЛКМ и бытовой химии, просроченных   лекарственных препаратов и т.д.;

-закрытость и отсутствие конкуренции на рынке обращения с опасными отходами, формальность тендеров на оказания услуг по обращению с отходами;

-частичное несоответствие фактической ситуации территориальных схем обращения с отходами, их недостаточная экономическая обоснованность (включая обработку отходов).

- система государственного экологического надзора и контроля за сферой обращения с отходами производства и потребления в области в соответствии с ограничениями проверок значительно ослаблена и недостаточно эффективна, практика правоприменения не позволяет обеспечивать в полной мере уровень экологической безопасности при обращении с отходами.

- стагнирует система раздельного сбора отходов от населения (ВКЛЮЧАЯ ОПАСНЫЕ), в системе сбора и накопления ТКО применяются устаревшие и ненадежные в эксплуатации типы мусорных контейнеров;

- отсутствует должный уровень государственного управления и контроля в сфере учета образования и обращения с опасными промышленными отходами, что представляет реальную угрозу экологической безопасности регионов.

- регионах пока не сложился открытый конкурентный динамично развивающийся рынок обращения с отходами и вторичными ресурсами,

   -одним из значимых неблагоприятных для государства, природы и общества социально-политических явлений в сложившейся в настоящее время практике правоотношений является тенденция к монополизации отраслевого рынка твердых коммунальных отходов региональными   операторами ТКО. Не решены на законодательном уровне вопросы ответственности регионального оператора ТКО за накопление и своевременный вывоз растительных и строительных отходов от населения, отходов от разборки зданий, отходов офисной и бытовой техники, медицинских   и иных отходов,, образующихся       у населения в селитебных зонах.

   С учетом необходимости     создания   системы обращения с отходами и вторичными ресурсами с целью обеспечения экономической и экологической эффективности работы   экопромпарков (экотехнопарков) Ассоциацией   СРО   «Объединение предпринимателей по рециклингу отходов»   (на примере   Челябинской области) предлагаются   следующие  рекомендации :

-содействие со стороны предпринимательского сообщества (СРО) и общественных организаций органам власти, надзорным органа, ОМСУ в развитии законодательства в реформе управления отходами производства, в практике правоприменения, в привлечении инвестиций в данную отрасль экономики, включая   привлечение   новых   эффективных резидентов   Экопромпарка в   Миасском городском округе ;

     -реализация   пилотного   проекта по   отработке   механизмов   эффективного управления   отходами на территории ГО   город Миасс, формирование     системы   раздельного сбора   отходов   и вторичных ресурсов для обеспечения   сырьем   экопромпарка в Миассе;

- совершенствование правовых механизмов (ст. 17 ФЗ «Об охране окружающей среды) в оказании государственной поддержки экологически эффективным проектам в данной сфере на региональном уровне с приоритетом создания инфраструктуры раздельного сбора и переработки отходов, использования вторичных материальных ресурсов;

- координация со стороны Министерства экологии области в развитии рынка обращения с отходами, содействие повышению его открытости, инновационности, конкурентности и эффективности;

- профилактика коррупции, бездействия и злоупотреблений в сфере правоотношений, регулирующих обращение с отходами;

- проведение активного общественного   экологического контроля в сфере управления коммунальными и промышленными отходами (включая медицинские);

- обеспечение открытости, законности и доступности тендеров на оказание услуг по обезвреживанию отходов на предприятиях-отходообразователях региона;

- внедрение принципов саморегулирования в отрасли управления промотходами, содействие стимулированию предприятий-отходообразователей в заключении договоров с членами СРО, в применении действующих правовых норм о дополнительных гарантиях ответственности СРО за выполнение договорных обязательств своих членов;

- повышение уровня правовой и специальной подготовки в сфере управления отходами персонала предприятий – отходообразователей и предприятий-лицензиатов;

- противодействие нарушениям антимонопольного законодательства в данной сфере;

- раскрытие экологической информации о производственной деятельности всех предприятий-лицензиатов, работающих в сфере обращения с опасными отходами в регионе, (ст. 4.3 ФЗ «Об охране окружающей среды»), формирование негосударственного реестра и рейтингов данных субъектов предпринимательства;

- внедрение наилучших доступных технологий в сфере обращения с отходами производства и потребления;

- разработка муниципальных программ по оптимизации и повышению экологической эффективности в управлении отходами, включая массово-разъяснительную работу с населением по раздельному сбору отходов, с привлечением «экологически окрашенных» бюджетных средств;

- проверка достоверности госстатотчетов 2ТП (отходы) и иной отчетности предприятий-лицензиатов в сфере обращения с отходами, корректировка регионального кадастра отходов;

- формирование негосударственного реестра и проведение ежегодных рейтингов операторов по обращению с отходами;

- формирование открытой системы достоверного учета образования и дальнейшего движения опасных отходов до окончания их жизненного цикла, содействие ФГУП «ФЭО» ГК РосАтом в данном вопросе;

- оптимизация территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с ТКО, включая сокращение расстояний транспортирования отходов и увеличении доли обработки ТКО в тарифах.

-продолжение программы по ликвидации накопленного экологического вреда (объектов размещения отходов);

- привлечение в состав резидентов Экопромпарка в Миассе с применением новых технологий обращения с отходами производства и потребления, включая переработку производственных отходов, строительных отходов и отходов от разборки зданий и сооружений;

   -развитие регионального законодательства по регулированию рынка обращения с отходами в том числе с использованием льгот и преференций, предусмотренных федеральным законодательством с целью создания инфраструктуры переработки отходов области;    

   -межрегиональный   обмен опытом   обращения с отходами   производства и потребления;

   -взаимодействие со СМИ и общественными организациями в проведении реформы управления опасными промышленными отходами на региональном уровне.

Ввиду   публичной негативной оценки   председателем     Совета Федерации     СФ РФ Валентиной Матвиенко хода   «мусорной» реформы   в стране   представляется   целесообразным и даже необходимым   рассмотреть     указанные   выше предложения на уровне Правительства   РФ , иначе     негативные   тенденции   в   управлении отходами в   России будут нарастать   вместе с ростом общественного недовольства и накопленного экологического вреда, а также с ущербом экономике. Именно в цикличной экономике   можно   найти     и рост ВВП и решения проблем   экологической безопасности   страны.

А.К. Веселов 04.09.2024

 

- председатель СРО «Объединение

предпринимателей по рециклингу отходов» к.ю.н.

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить