О результатах проведения реформы управления отходами производства и потребления в Республике Башкортостан

Труды и перспектива

 

                                                                                                            ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

о результатах проведения реформы управления отходами производства и потребления в Республике Башкортостан

г. Уфа                                                                                    23 сентября 2025 г.

Экспертная организация - Ассоциация Саморегулируемая организация «Объединение предпринимателей по рециклингу отходов», 28 марта 2014 г. Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии в государственном реестре Партнерству был присвоен статус саморегулируемой организаций (запись под номером 0401).

Основание: статья 6 ФЗ «О саморегулируемых организациях», Устав АСРО ОПРО, статьи 12, 13 и 68 ФЗ «Об охране окружающей среды», статья 27 ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Исходная информация: анализ действующего законодательства и практики его применения, осмотр объектов обращения с отходами в 2025 году, отрытые источники информации в СМИ и социальных сетях, официальная информации государственных органов, практика прокурорского надзора и судебные решения.

1. Введение

16 сентября 2020 года Президент РФ утвердил Перечень поручений ПР-1489, предусматривающих, в частности:

- повышение уровня вовлечения отходов производства и потребления в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;

- создание экотехнопарков, предназначенных для производства товаров (продукции) с применением отходов производства и потребления, в том числе на базе имеющихся объектов промышленной инфраструктуры;

- проверку Генеральной прокуратурой Российской Федерации с участием ФСБ и МВД соблюдения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации требований законодательства Российской Федерации о вовлечении отходов производства и потребления в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

7 мая 2024 года В.В. Путин определил целевые показатели и задачи для национальной цели «Экологическое благополучие» на период до 2036 года. В 2030 году в России 100% твёрдых коммунальных отходов должны проходить сортировку, а на захоронение направляться не более чем 50%. При этом формирование экономики замкнутого цикла должно обеспечить вовлечение в качестве вторичных ресурсов и сырья не менее 25% отходов производства и потребления. Ещё два экологических показателя, установленных Президентом, должны быть достигнуты к 2036 году - утилизация и обезвреживание не менее 50% отходов I и II классов опасности.

С учетом исключения из приоритетных направлений государственной политики (ФЗ «Об отходах производства и потребления») захоронения отходов федеральный закон «Об охране окружающей среды» устанавливает правовую норму о том, что государство оказывает поддержку хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях охраны окружающей среды по ряду направлений содействия, в том числе по отношению к инвестиционной деятельности по внедрению наилучших доступных технологий и реализации иных мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также к использованию вторичных ресурсов.

Государственная поддержка такой деятельности осуществляется предоставлением налоговых льгот, льгот в отношении платы за НВОС, выделением средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации при:

- внедрении наилучших доступных технологий;

- проектировании, строительстве, реконструкции систем по переработке жидких бытовых отходов и осадка сточных вод;

- установке оборудования по использованию, транспортированию, обезвреживанию отходов производства и потребления.

Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться иные меры государственной поддержки хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, но эта возможность слабо используется регионами РФ.

К этим видам предпринимательства относится коммерческая деятельность, имеющая экологический эффект согласно ГОСТ Р ИСО 14031-2001 «Управление окружающей средой. Оценивание экологической эффективности».

В Республике Башкортостан действует федеральное законодательство, закон РБ «Об отходах производства и потребления», утвержденная территориальная схема обращения с отходами и иные отраслевые НПА.

2. Анализ ситуации в сфере обращения с отходами в РБ.

2.1.Общие тенденции.

На территории РБ при замедлении темпов преобразований отраслевого рынка отходов отмечаются следующие неблагоприятные тенденции:

- снижение роли неструктурированного предпринимательского сообщества области в развитии открытого, конкурентного и эффективного рынка отходов производства и потребления с тенденцией поглощения рынка крупными инвесторами, отказ от внедрения механизмов саморегулирования отрасли;

-рост протестных экологических акций населения по вопросам размещения и экологически опасной эксплуатации объектов захоронения отходов, а также размещения МСК в черте населенных пунктов;

-низкий уровень контроля надзорных органов (в т.ч. правоохранительных) за профилактикой нарушений действующего законодательства, особенно в сфере обращения с опасными отходами;

- неудовлетворительный рост объемов инвестиций в сферу обращения с отходами и числа инвестиционных предложений, незначительная доля объемов обработки ТКО;

- возрастание потенциального экологического ущерба (в первую очередь неучтенного) за счет роста объема накопленных отходов, в первую очередь вследствие переполнения проектных объемов большинства действующих полигонов ТКО, несоблюдения технологии захоронения отходов, нелегального захоронения несанкционированных свалок, возгораний на свалках и т.д.;

- отсутствие полного и достоверного учета образования опасных производственных отходов на предприятиях-отходообразователях, в том числе занижение классов опасности отходов;

- почти полное отсутствие системы сбора от населения и переработки ртутьсодержащих ламп и приборов, элементов питания 1-2 классов опасности, отходов ЛКМ и бытовой химии, просроченных лекарственных препаратов, органических пищевых отходов для компостирования и т.д.;

- закрытость и отсутствие конкуренции на рынке обращения с опасными отходами, формальность проводимых предприятиями-отходообразователями тендеров на оказания услуг по обращению с отходами;

- частичное несоответствие фактической ситуации территориальной схемы обращения с отходами регионов, ее недостаточная экономическая обоснованность (включая обработку отходов), высокая доля транспортных расходов по перевозке ТКО от контейнерных площадок до объектов обработки и захоронения отходов;

- система государственного экологического надзора и контроля за сферой обращения с отходами производства и потребления в соответствии с установленными законодательством ограничениями проверок значительно ослаблена и недостаточно эффективна, практика правоприменения не позволяет обеспечивать в полной мере уровень экологической безопасности при обращении с отходами;

- на фоне повышения коррупциогенности рынка, снижения доходности предпринимательства в сфере обращения с отходами идет процесс вытеснения предприятий малого бизнеса, монополизации рынка афиллированными коммерческими структурами с применением рейдерских захватов, что не позволяет республике привлекать инвестиции и достаточные государственные субсидии для поддержки и развития рынка отходов;

- общая тенденция закрытия от населения объективной и полной информации о воздействии объектов захоронения отходов на окружающую среду и здоровье населения вопреки требованиям статьи 4.3 ФЗ «Об охране окружающей среды»;

- в регионе пока не сложился открытый конкурентный динамично развивающийся рынок обращения с отходами и вторичными ресурсами;

- не решены на законодательном уровне вопросы ответственности регионального оператора ТКО за накопление и своевременный вывоз растительных и строительных отходов от населения, отходов от разборки зданий, отходов офисной и бытовой техники, медицинских и иных отходов, образующихся у населения в селитебных зонах;

- действующая территориальная схема обращения с отходами РБ в значительной части основана на недостоверной исходной информации о проектной мощности, проценту заполнения ОРО, имеет множество неточностей, несоответствий, нестыковок цифр и фактов, содержит увеличенные экономически убыточные расстояния транспортирования, завышенные по сравнению с фактическими объемы сортировки ТКО и т.д.

- в республике идет процесс вытеснения действующих региональных операторов ТКО в интересах группы афиллированных компаний Русэкогрупп (Москва).

2.2. ОЦЕНКА СИТУАЦИИ В ЗОНАХ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОПЕРАТОРОВ ТКО РБ

В республике действует оптимальный вариант распределения функциональной территории между тремя регоператорами ТКО, что позволяет обеспечивать конкуренцию и взаимозаменяемость. При этом принудительная замена регоператора ТКО по зоне №2 ООО «Дюртюлимеливодстрой» имела признаки рейдерского захвата с вовлечением в этот 3-летний процесс предприятий-отходообразователей, органов местного самоуправления, населения и общественных организаций. Однако аналогичный процесс имеет   признакми продолжения в отношении регоператоров №1 и №4, что в конечном итоге приведет к окончательному провалу рынка услуг по обращению с ТКО в республике.

2.2.1.Региональный оператор ТКО по зоне №1 - АО «Спецавтохозяйство по уборке города»

РО имеет основной официально действующий объект размещения отходов вблизи пос. Черкассы Уфимского района, а также в пределах зоны эксплуатируются полигоны ТКО в Чишминском, Благовещенском и Архангельском районах. Мусоросортировочные комплексы средней мощности имеются в городе Уфе, в Архангельском, Кигинском и Иглинском районах с работой персонала в одну смену и незначительным процентом сортировки. МСК ООО «ЭкоУфа» в Уфимском районе в 2025 году не эксплуатировался. Северо-восток РБ (5 районов) не имеют легитимных полигонов ТКО и отходы размещаются неофициально на переполненном полигоне в Дуванском районе. Построенный за счет РАИП полигон ТКО (с сортировкой) 2-й очереди в Дуванском районе не введен в эксплуатацию.

Проект реконструкции полигона ТКО в Уфимском районе, включающий меры по повышению степени экологической безопасности, получил положительное заключение государственной экологической экспертизы и в настоящее время устраняются замечания Главгосэкспертизы по проекту.

В целом, в пределах зоны имеет место острый дефицит проектных мощностей по обработке ТКО и захоронения неутилизируемой части отходов, накапливаются объемы отходов на несанкционированных свалках (в основном веточная масса, строительные отходы и отходы от разборки зданий, промышленные отходы), не подтверждается ликвидация ранее созданных несанкционированных свалок. Из объектов НЭВ проведена рекультивация одного объекта - старой свалки в г.Благовещенске (без гидроизоляции свалочного тела от грунтовых вод).

Из первооочередных мер по зоне №1 необходимо в кратчайшие сроки обеспечить:

- реализацию проекта реконструкции полигона ТКО (включая строительство МСК) в Уфимском районе с выведением из эксплуатации используемого свалочного тела и обеспечением мер по его гидроизоляции и рекультивации полигона), что потребует соответствующих инвестиций;

-рассмотрение проекта АО «САХ» по строительству мусоросортировочного комплекса с глубокой переработкой полимерных отходов мощностью в 450 тысяч тонн в год;

- приведение в соответствие тарифа РО ТКО с суммированными тарифами подрядчиков по сортировке, транспортированию и размещению отходов, что позволит упорядочить и стабилизировать финансовый баланс регоператора ТКО;

- проектирование и строительство второй очереди полигона ТКО (с МСК) в Чишминском районе;

- проектирование и строительство второй очереди полигона ТКО в Архангельском районе (МСК имеется);

- включение в ГРОРО и запуск в эксплуатацию построенной 2-й очереди полигона ТКО (с МСК) в Дуванском районе;

- привлечение инвестиций для размещения производства по переработке отходов на закрытой 1-й очереди полигона ТКО вблизи д.Сергеевка Уфимского района (после рекультивации);

- ликвидацию районных свалок и рекультивации земельных участков под ними в Иглинском, Кармаскалинском, Нуримановском, Дуванском, Салаватском, Караидельском, Мечетлинском и Кигинском районах.

2.2.2.Региональный оператор ТКО по зоне №2

Зона РО ТКО №2 является наиболее проблемной в республике, что является следствием скоординированной компании вытеснения из рынка действовавшего ранее регоператора ТКО ООО «Дюртюлимелиоводстрой» и еще ряда предприятий группы компаний «Мехуборка», отказа от инвестиций ООО «Дюртюлимелиоводстрой» по строительству двух экотехнопарков по сортировке и переработке ТКО в Краснокамском и Дюртюлинском районах, что привело к нелегитимному хаосу в системе обращения с отходами по зоне №2 и провалу целей мусорной реформы в РБ. Потенциальные заказчики данной компании по смене РО ТКО так и не смогли выйти на показатели работы РО ТКО, что подтверждается следующим:

- все объекты по захоронению отходов по зоне, включая полигоны ТКО в Краснокамском, Янаульском, Дюртюллинском, Бирском, Калтасинском и Мишкинском районах, городе Агидель кратно превысили проектную мощность, эксплуатируются с нарушениями технологии захоронения, периодически горят, как правило, не имеют разрешительной документации, либо лицензии выданы на основании недостоверных документов;

- три года простаивает мусоросортировочный комплекс ГК «Мехуборка» на полигоне в Краснокамском районе;

- МСК в городе Бирске прекратил работу и демонтирован;

- в данной зоне РО ТКО захоронение отходов происходит в полном объеме без предварительной сортировки ТКО и извлечения полезных фракций для повторного использования;

- не ликвидировано и не рекультивировано ни одной районной или городской свалки отходов;

- намеченные к строительству полигоны ТКО (с МСК) в соответствии с концессионными соглашениями с ООО «Русэкогрупп-Дюртюли» и ООО «Русэкогрупп- Краснокамск» не имеют положительных заключений государственной экспертизы по проектам, выделенных земельных участков на сельхозземлях, соответствующих инвестиций и накладывают на бюджет республики дополнительные финансовые обременения;

- иных инвестиций в строительство современных объектов обработки и захоронения отходов по данной зоне просто нет и перспективы развития системы легитимного и эффективного обращения с ТКО по данной зоне не просматриваются.

В качестве первоочередных мер по исправлению указанной критической ситуации Ассоциация СРО ОПРО предлагает следующее:

-расторгнуть концессионные соглашения с группой компаний Русэкогрупп в связи с невыполнением обязательств и объявить о привлечении инвестиций в управление отходами по данной зоне;

- провести объективные и независимые маркшейдерские обследования объектов размещения отходов с последующим выведением из эксплуатации и рекультивацией ОРО, превысивших проектную мощность;

-оказать содействие в соответствии со ст. 17 ФЗ «Об охране окружающей среды» предпринимателям, осуществляющим реконструкцию действующих объектов обращения с ТКО.

2.2.3.Региональный оператор ТКО по зоне №3

Данная зона имеет самую большую площадь обслуживания и значительные «плечи перевозки» ТКО. Основными источниками образования ТКО являются города промышленного юга республики, города Белорецк и Учалы, и города Башкирского Зауралья. Располагает объектами обработки ТКО в Стерлитамаке, Салавате, Мелеузе, Белорецке, Учалах, Толбазах и эксплуатирующимися полигонами в Мелеузовском (два), Ишимбайском, Аургазинском, Учалинском и Белорецком районах. На стадии введения в официальную эксплуатацию новый полигон с МСК в Баймакском районе.

Проблемы управления ТКО зоне РО ТКО №3:

- отказ ООО «Вториндустрия» от рекультивации заваленного на 130% полигона 1-й очереди полигона ТКО в городе Стерлитамак, вследствие чего свалочное тело горит уже 5 лет;

- незаконное строительство в границах города Стерлитамак 2-й очереди полигона ТКО;

- нарушения при ликвидации старых свалок за счет средств федерального бюджета в Сибае и в Стерлитамаке, квалифицирующиеся составом УК РФ. Рекультивация старой свалки города Кумертау без гидроизоляции свалочного тела от грунтовых вод;

- рейдерский захват комплекса по обращению с ТКО ООО «Эко-Сити» в Ишимбайском районе в 2021 году с участием РОО «Общественный экологический контроль РБ», кратное превышение проектной вместимости 1-й очереди (3 карт из 7) полигона, незаконное продолжение его эксплуатации;

- незаконное блокирование Минэкологии РБ включения в терсхему нового объекта обработки ТКО мощностью в 100000 тонн в год с установкой термического обезвреживания в Мелеузовском районе;

- новый полигон ТКО в Мелеузовском районе выйдет на заполнение проектной мощности уже через три года и необходимо проектировать 2-ю очередь;

- фактически брошена без мониторинга и перспективы рекультивации непроектная городская свалка отходов в границах города Салават;

- мусоросортировочные комплексы мощностью в 200 тыс тонн в год и 100000 тонн в год в Стерлитамаке и Салавате эксплуатируются в границах городов;

- 1-я очередь полигона ТКО в Белорецком районе (д.Ломовка) кратно превысила проектную мощность, от проектирования 2-й очереди Администрация МР отказалась. Полигон принимает на захоронение отходы Белорецкого района, г.Сибая, г.Баймака и районов Зауралья с расстояниями транспортирования отходов до 160 км.

В качестве первоочередных мер по оптимизации системы обращения с ТКО по зоне №3 Ассоциация СРО ОПРО предлагает следующее:

- отказаться от продолжения строительства 2-й очереди полигона ТКО в границах города Стерлитамак с перепрофилированием отведенного участка под размещение производства по переработке отходов;

- потоки ТКО городов Стерлитамак и Салават, Стерлитамакского района направить на захоронение после обработки на ОРО «НУР» в Мелеузовском районе. Запроектировать и построить на данном полигоне мусоросортировочный комплекс мощностью в 200 000 тонн в год;

- снизить объем поступающих на сортировку ТКО МСК в селитебной зоне города Стерлитамак (ул. Элеваторная, 2б) до 70 000 тонн в год, а МСК в городе Салават вынести за пределы городской черты;

- обеспечить ввод в эксплуатацию МСК, а также проектирование второй очереди действующего полигона в Мелеузовском районе;

- запроектировать, построить и ввести в эксплуатацию МСК мощностью в 70000 тонн в год для обработки отходов Миякинского, Федоровского и Стерлибашевского районов;

- разработать проекты и обеспечить ввод в эксплуатацию 2-й очереди полигонов ТКО в Белорецком и Ишимбайском (проект есть) районах;

- провести ликвидацию ОРО и рекультивацию земельных участков в городах Стерлитамак, Салават, Ишимбай в Белорецком (включая пос. Инзер), Гафурийском и прочих районах зоны.

2.2.4.Региональный оператор ТКО по зоне №4

Это наиболее компактная и благополучная в ПФО зона деятельности РО ТКО, имеющего успешно реализуемую инвестиционную программу. Располагает сетью пунктов сбора вторичного сырья, мусоросортировочными комплексами в Туймазинском, Белебеевском районах, городе Октябрьский (окраина промзоны), современной мусороперегрузочной станцией в городе Давлеканово, полигонами ТКО в Октябрьском (вводится 2-я очередь на краю промзоны), в Туймазинском, Белебеевском, Бакалинском, Шаранском, Чекмагушевском районах.

Проблемы управления ТКО зоне РО ТКО №4:

- отказ Росприроднадзора во включении в ГРОРО построенной 2-й очереди полигона ТКО в Белебеевском районе, куда должны направляться ТКО из 5 районов;

-зафиксированы в 2024-2025 годах нарушения требований действующего законодательства при эксплуатации подрядчиками полигонов ТКО в Белебеевском, Бакалинском, Шаранском, Чекмагушевском районах;

-закрыты районные полигоны ТКО в Бижбулякском и Ермекеевском районах;

-имеют место образование и рост площади несанкционированных свалок в Бижбулякском и Ермекеевском районах;

В качестве первоочередных мер по оптимизации системы обращения с ТКО по зоне №4 Ассоциация СРО ОПРО предлагает следующее:

-администрации МР «Белебеевский район» и Минэкологии РБ обеспечить введение в эксплуатацию 2-й очереди полигона ТКО в Белебеевском районе;

-администрации Чекмагушевского, и Шаранского районов, ООО «Табигат», с участием администрации Бакалинского и Бижбулякского районов рассмотреть вопрос о расторжении договоров аренды ОРО в этих районах по согласованию с регоператором ТКО зоны №4;

-ввести в эксплуатацию 2-ю очередь полигона ТКО в Октябрьском с выведением из эксплуатации и рекультивацией 1-й очереди.

3. Выводы и общие предложения для оптимизации рынка отходов РБ.

Реформа управления отходами производства и потребления в Республике Башкортостан стагнирует и искусственно тормозится малокомпетентностью и ангажированностью принимаемых политических и управленческих решений, вследствие чего при сохранении указанных выше тенденций республика не имеет   соответствующих инвестиций и не сможет выполнить установленные целевые показатели проекта «Экологическое благополучие» к 2030 году.

В связи с изложенным предлагается рассмотреть следующие мероприятия по диверсификации реформы управления отходами в РБ:

- передать функции государственного регулирования отрасли обращения с ТКО в РБ Минжилкомхозу РБ, оставив в Минэкологии РБ функцию экологического надзора и разрешительные функции в данной   сфере;

-сохранить государственное предприятие ООО «Табигат», и разработать республиканскую программу строительства 15-ти дополнительных объектов для захоронения ТКО и промышленных отходов (с МСК);

-содействие со стороны предпринимательского сообщества (СРО) и общественных организаций органам власти, надзорным органам, ОМСУ в развитии федерального и регионального законодательства, регулирующего реформу управления отходами производства и потребления, в практике правоприменения, в привлечении инвестиций в данную отрасль экономики, в создании инфраструктуры переработки отходов и использования вторичного сырья;

-совершенствование правовых механизмов (ст.17 ФЗ «Об охране окружающей среды) в оказании государственной поддержки экологически эффективным проектам в данной сфере на региональном уровне с приоритетом создания инфраструктуры раздельного сбора и переработки отходов, использования вторичных материальных ресурсов;

-координация со стороны региональных органов власти в развитии рынков обращения с отходами, содействие повышению его открытости, инновационности, конкурентности и эффективности;

-профилактика коррупции, бездействия и злоупотреблений в сфере правоотношений, регулирующих обращение с отходами;

- проведение активного общественного экологического контроля в сфере управления коммунальными и промышленными отходами (включая медицинские);

-обеспечение открытости, законности и доступности тендеров на оказание услуг по обезвреживанию отходов на предприятиях-отходообразователях региона;

-внедрение принципов саморегулирования в отрасли управления промотходами, содействие стимулированию предприятий-отходообразователей в заключении договоров с членами СРО, в применении действующих правовых норм о дополнительных гарантиях ответственности СРО за выполнение договорных обязательств своих членов;

-повышение уровня правовой и специальной подготовки в сфере управления отходами персонала предприятий – отходообразователей и предприятий-лицензиатов;

-противодействие нарушениям антимонопольного законодательства в данной сфере;

-раскрытие экологической информации о производственной деятельности всех предприятий-лицензиатов, работающих в сфере обращения с опасными отходами в регионах, (ст. 4.3 ФЗ «Об охране окружающей среды»), формирование негосударственного реестра и рейтингов данных субъектов предпринимательства;

-стимулирование внедрения наилучших доступных технологий в сфере обращения с отходами производства и потребления;

-разработка муниципальных программ по оптимизации и повышению экологической эффективности в управлении отходами, включая массово-разъяснительную работу с населением по раздельному сбору отходов, с привлечением «экологически окрашенных» бюджетных средств;

-проверка достоверности госстатотчетов 2ТП(отходы) и иной отчетности предприятий-лицензиатов в сфере обращения с отходами, корректировка региональных кадастров отходов;

-формирование открытой системы достоверного учета образования и дальнейшего движения опасных отходов до окончания их жизненного цикла, содействие ФГУП «ФЭО» ГК РосАтом в данном вопросе;

-оптимизация территориальных схем обращения с отходами, в том числе с ТКО, включая сокращение расстояний транспортирования отходов и увеличение доли реальной обработки ТКО в тарифах;

-продолжение программы по ликвидации накопленного экологического вреда (объектов размещения отходов);

-переоценка роли и статуса региональных операторов ТКО с целью исключения полного их доминирования на региональном рынке отходов и возложение на РО ТКО ответственности за вывоз из селитебных зон населенных пунктов всех образующихся там отходов от населения, включая веточную массу, растительные отходы, строительные отходы и отходы от разборки зданий и сооружений, опасные бытовые отходы;

-наделение органов местного самоуправления функциями непосредственного участия в создании на территории муниципалитетов систем управления отходами производства и потребления, включая раздельный сбор таких отходов и вторичных ресурсов и реализацию соответствующих муниципальных программ;

-развитие регионального законодательства по регулированию рынка обращения с отходами, в том числе с использованием льгот и преференций, предусмотренных федеральным законодательством с целью создания инфраструктуры переработки отходов;

-межрегиональный обмен опытом обращения с отходами производства и потребления;

-взаимодействие со СМИ и общественными организациями в проведении реформы управления опасными промышленными отходами на региональном уровне.

Ввиду изложенного на основании статьи 6 ФЗ «О саморегулируемых организациях» представляется целесообразным и даже необходимым рассмотреть указанные выше предложения на уровне Правительства РБ, иначе негативные тенденции в управлении отходами в республике будут нарастать вместе с ростом общественного недовольства реформой и накопленного экологического вреда, а также ущерба экономике. Именно в цикличной экономике можно найти и рост ВВП и решения проблем экологической безопасности страны.

Председатель Ассоциации СРО «Объединение

предпринимателей по рециклингу отходов»:

       А.К. Веселов

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить