Напомню, что Экологический кодекс РБ (именно в таком названии) был принят по инициативе тогдашнего председателя комитета по экологии Государственного Собрания РБ Р.З. Хамитова (позже - министра ЧС и экологической безопасности РБ и еще позже Президента РБ) и в его разработке принимал участие и Союз экологов РБ
При этом на федеральном уровне такого высшего экологического кодифицированного нормативного акта не было и до сих пор нет. Впрочем, несмотря на амбициозное название Экологический кодекс РБ мало чем отличается от обычного регионального закона и в основном дублирует соответствующие положения федерального закона "Об охране окружающей среды". Соответственно, суды, прокуратура и иные органы власти примеряют и оценивают обязательные требования в сфере охраны окружающего среды , как правило, по федеральному законодательству. Анализ норм ЭК РБ показывает, что региональные законодатели слабо пользуются предоставленным правом усиливать и регламентировать требования федерального законодательства. Частично, наверное, это объясняется тем, что в структуре Государственного Собрания -Курултая РБ уже просто нет отдельного комитета по охране окружающей среды и его функции совмещены с аграрным и природноресурсным законодательством. Можно отметить и снижение уровня регионального парламентского контроля в новом составе законодательного органа по вопросам экологической безопасности. Хотя именно экологическая политика ныне выходит на передний край жизни общества и эти проблемы нужно решать как раз на уровне местных сообществ.
Новэллы в региональном Экологическом кодексе РБ в части внесения изменений и дополнений в правовые нормы по регулированию экологического контроля (надзора), экологической экспертизы и иным вопросам вводятся в соответствии с федеральным законодательством и в большей части просто дублируют соответствующие положения федерального закона. Существенного значения эти изменения на практику правоприменения не окажут, так как госорганы, как правило, применяют нормы федерального законодательства в качестве оснований для принятия решений. При этом данные новэллы вполне вписываются в общую тенденцию деэкологизации всего российского законодательства, начало которой было положено ликвидацией в 2000 году Госкомэкологии РФ, как основного природоохранного органа двойного территориального подчинения: федеральному центру и главам регионов. Имеет место быть и процесс постепенного вытеснения общественности из сферы участия в принятии экологически значимых решений , осуществления общественного экологического контроля и экспертизы, общественной оценки результативности деятельности природоохранных органов, которые без помощи и поддержки профессиональных общественных организаций и без контроля со стороны общества заметно деградируют, сокращаются в численности, в полномочиях, уходят в коррупционную тень бездействия и безответственности за обеспечение экологической безопасности населения и сохранение живой природы. Это население Башкирии четко видит на примере малокомпетентных и низкоэффективных действий (и бездействия) Южно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора, на деятельность которого никакие изменения законодательства, думаю, не повлияют. Результат такой политики плачевен: идут ускоряющиеся процессы разрушения экосистем с сопутствующим ростом экологически обусловленных заболеваемости и преждевременной смертности населения, Мы отмечаем огромный рост скрытой безнаказанной коррупции в сфере природопользования и экологии, в которой крутятся многие миллиарды рублей.
Что касается запрета на общественный экоконтроль «иноагентам», то считаю это в современных крайне сложных геополитических условиях противостояния с Западом временно целесообразным, но если данная организация или физлицо получают гранты от зарубежных организаций. Другое дело, что иноагентами иногда признают лиц, не заслуживающих такого звания. И часто под этот пресс попадают организации, активно защищающие право населения на благоприятную окружающую среду и защиту общества и государства от конкретных опасных проектов недобросовестного бизнеса.
Но право на общественный экоконтроль - весьма формальное и на его результаты госорганы реагируют чаще всего отписками.
А вот исключение из числа общественных инспекторов лиц с судимостью (новэлла внесена по предложению Союза экологов РБ) нужно только приветствовать. Мы столкнулись с этой проблемой на примере общественного инспектора Росприроднадзора из Уфы, который осуществлял такой малокомпетентный подозрительно избирательный контроль также от имени ОНФ, имея за плечами приговор Белебеевского городского суда (подтвержденный всеми вышестоящими судами в 2023 году) по уголовному делу 2017 года. Охранять природу нужно «чистыми руками» и общественные экологические инспектора должны быть «умом , честью и совестью нашей эпохи».
А.К. Веселов
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON