Указ Президента Российской Федерации № 809 – как преодолеть трудности в реализации, и что же такое духовно-нравственные ценности

Указ Президента Российской Федерации № 809 – как преодолеть трудности в реализации, и что же такое духовно-нравственные ценности - фото 1В 2022 году вышел Указ Президента Российской Федерации № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Однако реализация государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей оказалась непростой задачей, за два года в обществе так и не сложилось единого мнения, что является источником формирования духовно-нравственных ценностей, что влияет на их развитие, и можно ли развивать ценности системно

         О системном подходе к реализации Указа Президента №809 говорили с Анатолием Олеговичем Катуниным - генеральным директором Общественного института системного воспитания личности, автором практического курса системного самовоспитания личности, членом центрального совета Союза отцов России, экспертом по образованию Новосибирской области от Союза отцов России, автором направления "Театр осознанной жизни", многодетным отцом.

- Почему, по вашему мнению, возникают трудности в реализации 809 указа Президента Российской Федерации?

Мы почти 100 лет жили в парадигме социалистического советского государства. Идеология была прерогативой одной партии, и все философские концепции строились вокруг ее социального заказа. После развала Советского Союза был введен конституционный запрет иметь государственную идеологию, её отдали на откуп геополитическим конкурентам. В основе этой идеологии лежало потребительство и удовлетворение базовых потребностей личности: питание, комфорт, удовольствие.

Такие основы, как нравственность и духовность заменились на религиозность и консерватизм, были оттеснены со всех информационных площадок на обочину.

Сейчас, когда мы поднимаем вопрос, что же является духовно-нравственными ценностями, мы обращаемся к литературным источникам, к воспоминаниям, мемуарам наших отцов и дедов. Нравственность и духовность лежали в основе развития любого общества как непреложные практические принципы, на основании которых общество выстраивалось от индивидуума (личности) через семейные отношения в общественные отношения и естественным путем формировало смыслы проживания народа, что обеспечивало долголетие его существования в истории.

- Как можно продвинуться в вопросе реализации 809 Указа Президента? Что вы можете предложить?

Мы с коллективом нашего института разработали модель формирования общества, которая позволит вывести духовно-нравственные ценности из музейных экспонатов в практические инструменты формирования социальных связей, основанных на традиционных ценностях. Эти ценности были отражены в культуре нашего народа в основных двух направлениях: корневая традиция и сценическое искусство.

Корневая традиция – как умение организовывать жизнь, сценическое искусство – как умение организовывать профессиональную деятельность. Эти две составляющие обеспечивали развитие цивилизации, формировали долгосрочные смыслы существования народа.

Итак, мы собрали модель, в основании которой лежат нравственные ценности, формировавшиеся в условиях семейных отношений, где индивидуум получал свой эмоциональный биохимический стержень от момента зачатия до момента рождения на базе эмоций матери. Далее - развивал свой характер в семейных отношениях, в основе которых лежали отношения с родителями и близкими родственниками.

На этом уровне формировались нравственные устои поведения личности в условиях семьи, с близкими людьми, формировались основные качества, которые позволяли человеку иметь большие крепкие семьи.

- Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, чтобы иметь крепкую семью?

Чтобы в семье были крепкие отношения, у членов семьи должны быть такие качества, как способность заботиться друг о друге, деликатность, гибкость, устойчивость и милосердие. Эти качества складывались в быту, а долгосрочные сценарии – в игровых процессах. В игре формировалась возможность стратегического развития отношений в том или ином направлении, прописанная в правилах игры с обозначенными ролями участников. Обуславливались не только отношения участника к условиям игры, но и отношения между участниками. Все роли были вписаны в общий сценарий, что формировало навыки содействия, сотрудничества, соборности.

- Нравственные ценности формировалась в семье, а что насчет духовных ценностей?

До духовных ценностей есть еще один этап развития человека - формирование общественной морали. Общественная мораль строилась на устоях участников общества, то есть на нравственных принципах членов общества. Из этих моральных законов сформировались правовые документы, регулирующие взаимодействия внутри общества: трудовой, уголовный, административный, семейный кодексы. Семейный кодекс при этом регулировал только те стороны жизни семьи, которые она выносила на общественное осуждение. Если семья не выносила сор из избы, семейный кодекс не действовал.

По большому счету, все законы и подзаконные акты регулируют эмоциональное состояние людей. Буква закона не дает формироваться негативным эмоциям и разрушительным последствиям этих эмоций, регулируя баланс между нарушениями и санкциями за эти нарушения.

Духовные законы накапливались тысячелетиями в традиции народа через его значение в истории человечества и его предназначение, которое складывалось от событий, в которых этот народ участвовал.

Мы можем сказать, что духовные законы – это как раз идеология народа, национальная идея, и в высшем своем проявлении они раскрываются в моменте служения этим идеалам. Духовные законы – это про концептуальные вещи, смыслы, к которым стремится цивилизация. О них можно много рассуждать, но путь к исполнению этих законов лежит через зрелые отношения в семье, обществе и навыки ответственности за свою жизнь, семью близких и семью окружающего общества.

Мы считаем, что важно собрать систему образования из двух блоков. Первый блок - система воспитания, которая учит человека питаться телесно, душевно, духовно – в ось. Эта ось будет основана на физической культуре, художественной культуре, культуре здоровья и культуре труда. Человек должен уметь организовывать личное пространство, рабочее место, процессы как вид деятельности. Деятельность – это осознанный вектор, в котором человек производит действия, ведущие к определенному результату.

Все это является основой воспитания, которым занималась корневая традиция.

Второй блок – непосредственно образование, которое занимается формированием образа – профессиональной ориентацией: куда осознанный человек направит свое внимание, где он хочет максимально раскрыться, в каком образе. Здесь закладывается взаимодействие человека с командой, окружающими, в этот момент складывается понимание основ общественной морали.

Должно быть понимание, из чего формируются государственные законы, почему всё должно регулироваться, и какие могут быть последствия при нарушении этих законов.

Человек должен нести моральную ответственность перед обществом, в случае нравственности – перед семьей во время воспитания. В теме образования он несет ответственность перед окружающими, в духовном аспекте – перед Богом.

Если человек состоялся в семье - он воспитан телесно, душевно и духовно на основании традиционной корневой культуры, если он сложился как профессионал в науке, сценическом искусстве, спорте, тогда мы можем системно выходить на воспитание в нем, как носителе концепции своего народа, своей цивилизации, духовных принципов. Тогда мы можем говорить об эффективности системной работы по воспитанию личности.

 

Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,

Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить