Если ты хочешь, чтобы человек был счастлив, он должен любить, а любить он может, когда вкладывает. Получается, пока мы все делаем за другого человека, мы мешаем ему нас любить. Поэтому важно дать ребенку шанс вкладываться в родителей. Не потому, что они в этом нуждаются, а потому что так у ребенка появляется возможность быть счастливым.
Поэтому раньше детей воспитывали в строгости, чтобы они вкладывались в своих родителей, в свой род. Так была выстроена система воспитания. С приходом советской власти ребенок начал вкладываться в государство – октябренок, пионер, комсомолец – это всё вклад в идеологию государства.
Мы любили государство, и когда оно рухнуло, мы перестали любить и семью. Теперь нужно восстанавливать институт воспитания с нуля.
- Мне кажется, это все произошло раньше, в советское время лишь примерно уравняли труд мужчин и женщин. До этого были же общины, людям было проще выжить вместе. Двери закрывали на веник. А сейчас каждый может выжить сам по себе, и заборы стали выше, замки крепче.
Два момента.
1861 год, раскрепощение крестьянства, оно было необходимо для запуска заводов, производства. Когда нет рабочих, заводы невозможно запустить, а крестьяне привязаны к земле, им нет никакого дела до заводов.
И вот крестьянам говорят, вы свободны, только без земли. По сути их просто выгнали, поэтому были бунты крестьян против раскрепощения. Теперь им некуда идти, кроме как на завод.
Работа была не сложная, каждый делал одну операцию, и получался итоговый продукт. Хорошо, когда крестьянин работает рядом с домом, но далеко не все жили у заводов, поэтому стали строить бараки – одно здание для всех, и разделять территорию семей одними занавесками. Теоретически они жили как община, но были разными семьями.
Ушла сакральность семьи, теперь вся интимная жизнь, воспитание были на виду. Если раньше община состояла из родственников, теперь абсолютно посторонние люди жили через занавеску. И они могли свободно влиять друг на друга.
- Они обменивались опытом, это тоже неплохо.
Это теоретически, а практически когда у человека с разных сторон барак, он не может, как в деревне, отработать и заниматься делами по дому, здесь после работы он не знает, куда себя деть. Неужели ты думаешь, что они шли читать книги? Они начали выпивать. По большей части весь отдых состоял в этом, потому что перенапрягались.
На производствах пахали и мужчины, и женщины, и дети. Уже позже появились законы о детском труде. Люди не осознавали, что являются частью культуры, не стремились поддерживать культурное наследие, таких задач не стояло. Поэтому к середине 19 века произошел мощнейший удар по институту семьи. И переворот потом делали рабочие. Крестьяне были против революции, а у рабочих ничего не было, они были готовы все менять.
А теперь про смену парадигмы с мужской на женскую.
В 1941 году было – «за отечество», а начиная с 1942-43 годов появилось «родина мать зовет». Если до середины войны тема была на отечество, то, когда все отцы ушли на войну, и нагрузка легла на матерей, парадигма сменилась.
После войны вернулись не в отечество, а к матери, и матери начали беречь – и мужчин, и детей, роль отца ушла на второй план. У нас была мать героиня, но не было отца героя.
Мы можем это осуждать, а можем принять, как данность. Это есть, и с этим надо что-то делать. Осуждать нет смысла, так сложилась ситуация, тогда нельзя было по-другому.
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON