Если человек не является самодостаточной личностью, для него очень важны эмоции, интонация, с которой общается собеседник, а слова вторичны.
Когда человек становится более зрелым как личность, важным является информационный посыл.
Зрелый же человек обращает внимание на интонацию лишь для того, чтобы понять, зачем другой что-либо говорит.
Когда взрослые ругают ребенка, он чувствует себя недостойным жить. Он не перестает любить взрослых, но перестает любить себя.
В процессе взросления ребенок начинает понимать, что не он виноват, а поступок неправильный, надо просто изменить поступок.
Со временем ребенок понимает, что кричат вообще не в его сторону. Это не касается ни ребенка, ни его поступка, человек просто делится своими эмоциями.
Зрелый человек не принимает крик на свой счет, но начинает сопереживать кричащему, понимает, что у него трудности в жизни, ему надо как-то помочь.
Это очень хороший тест – что я чувствую, когда меня ругают.
Если я чувствую себя никчемным, значит, по возрасту личности я еще совсем маленький/маленькая. Это про ощущение себя хуже других, недостойным жизни.
Если я делаю вывод, что поступок неправильный, надо с этим поработать – я постарше.
Когда я еще старше, то смотрю не на интонацию, а на человека, у него что-то случилось. Да, возможно, мой поступок был неверным, но, если человек так сильно эмоционирует, значит, для него это больная тема, ему нужна помощь, и я начинаю договариваться, сотрудничать.
Анастасия Смирнова
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON