Есть четыре вида взаимодействия с ребенком
Контроль.
Когда ребенок делает первые шаги, родители находятся перед ним, чтобы ребенок не упал. Ценность имеет не направление, куда идет ребенок, а один шаг. Родители берегут эту ценность, сохраняя возможность подхватить, чтобы ребенок не травмировался.
По мере того, как ребенок учится ходить, родитель отходит и зовет к себе. Теперь ребенок имеет направление, цель – дойти до родителя. И ценность имеет не шаг, а направление.
Многие родители не могут выйти их этого состояния. Они всю жизнь стоят перед ребенком и зовут к себе. А ребенок продолжает бегать к родителям, чего-то от них ожидая, даже когда ему 30, 40, 50 лет.
Контроль – самый неэффективный вид взаимодействия, он нужен лишь для первого шага. Потом он начинает мешать, потому что ребенок не видит цель в жизни, но видит только родителя. И родитель не видит цель в жизни, видит только ребенка.
Ребенок не является собственностью родителей, он является собственностью будущего. Мы не имеем право присваивать ребенка, он дается нам на время, чтобы мы подготовили его к будущему.
Люди зачастую используют детей для удовлетворения вторичных выгод, чтобы было кому о них заботиться в старости, присваивают ребенка, не дают ему развиваться.
Детско-родительская зависимость перекладывается с родителей на детей. Теперь родитель зависит от своего ребенка, потому что так воспитывал, - чтобы ребенок был привязан к родителю. Это вторичные выгоды безопасности. А дети – заложники ситуации, потому что у них нет других вариантов.
Дети - заложники по жизни: между родителями, между родителями и учителями. Взрослые являются потолком для развития ребенка, если они сами не развиваются, они не позволяют этого и ребенку. Поэтому очень тяжело из положения контроля перейти в положение управления.
Управление.
Родитель находится за спиной ребенка, тогда он видит через ребенка цель, куда ребенок двигается, и потихоньку начинает им управлять.
Когда человек идет, он должен перенести вес тела с ноги на ногу, делает шаг только свободной от нагрузки ногой. Если родитель синхронизируется с ребенком, то есть, ему важны ценности ребенка, тогда они двигаются как одно целое, и родитель может управлять ребенком сзади. Родитель понимает смысл, куда ребенок двигается, и может легонько его корректировать.
Но для этого необходимо синхронизироваться и направлять управление на себя, а не на ребенка, тогда всё, что направлено на себя, будет изменять и ребенка. Если родитель не синхронизировался с ребенком, ребенок оторвется или родитель будет воздействовать на него силой, а сила возникает от слабости.
Сопровождение.
Взрослый стоит рядом с ребенком. Ребенок не видит взрослого, но он чувствует границы – вот здесь плечо отца. Слева ты свободен, а справа – границы отца. Ребенок учится уважать чужие границы.
Только когда человек прошел стадии контроля, управления, сопровождения, происходит отделение. Родитель уходит вперед, а ребенок делает выбор – идти за родителем или строить свой путь. Теперь ребенок полностью обучен, ему надо вести своих детей.
Но, пока родитель не пройдет все стадии, он будет зависим от ребенка.
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON