Изначально человек является биологическим существом, которое стремиться к выживанию, предпринимает действия, помогающие выжить: пропитаться, обеспечить себе жильё.
Человек становится человеком, когда повышает качество реализации своих потребностей. Это тонкое переходящее звено.
Раньше человек должен был заниматься собирательством и охотой. Чтобы быть успешным в этом, нужны определенные телесные навыки. Потребности опирались на умения, возможности. Хорошие добытчики были более успешны, их род лучше выживал.
Далее был переход от собирательства к земледелию. Человек начал стратегически мыслить: что, где, как посадить, чтобы не искать. Стали развиваться другие умения тела. Для каждого уровня выстраивания потребления нужна определенная биомеханика.
Это важно: изначально человек собирал с колен, потом выковыривал палкой, а земледелие подразумевает, как минимум, мотыгу, которую нужно подобрать по длине, чтобы снизить нагрузку на поясницу. Это про повышение качества, развитие совершенно других умений.
Каждый человек от рождения проходит все эти стадии, если получается их проходить. Когда какой-то этап пропущен, образуется белое пятно, и тогда человек не уверен в себе, в своих умениях.
По большому счету, сейчас мы занимаемся тем же самым: собирательством, земледелием. Инструменты поменялись, а функции остались те же.
На примере IT-технологий: среди инженеров один собирает информацию в сети, другой выращивает свой сад – создает программы.
Мы предполагаем, если у человека есть базовые умения, тогда он содержит успешность внутри себя, а дальше идут знания.
Воспитание – это формирование базовых навыков обеспечения выживания. А повышение качества выживания – это уже про образование.
Важно, чтобы человек был устойчив в базе – умел ходить, держать осанку, поворачиваться, перекатываться, вставать на четвереньки. Когда ребенок стоит на четырех конечностях, он не падает. У него должно закрепиться состояние стабильности – я бегаю на четвереньках и не падаю. Только приобретя эту уверенность, ребенок начинает вставать на две ноги. Но если его раньше времени поставили в ходунки, он не стабилен, привык опираться на что-то, и вся его осанка опирается на искусственные вещи.
Ребенок только начал ходить, его посадили за парту. 10-11 лет он сидит, его каркас не развивается, а мозг при этом набивается информацией. Не имея внутренней устойчивости, ребенок получает кучу знаний, которые никак не связаны с жизнью или связаны опосредованно.
Самое интересное, что учителя в той же позиции – у них нет умений так же, как у учеников, есть только знания.
Почему исчезают цивилизации? Они поднимаются всё выше и начинают забывать свои истоки. Чем больше развита цивилизация, тем меньше люди двигаются. Когда человек сел на коня, он держит каркас в седле, но стоит ему пересесть в телегу, возможности развиваться становится всё меньше.
В итоге развитую цивилизация либо побеждают более молодые цивилизации, либо она уничтожает себя изнутри.
Важный момент: у человека есть функции выстраивать деятельность в сторону улучшения процессов, но только мудрый человек сохраняет при этом базу.
Народная культура – сейчас она как музейный экспонат, но у нее потенциал сохранения базы.
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON