Писатель Александр Дементьев специально для журнала "Экоград" из Израиля. Не истертые страницы. Рубрика: Новые сказки волшебной страны
О себе: Родился в середине прошлого века в Сибири. Как писал Булычев - ВО и СУ – Высоко Образованный и Сильно Увеличеный. Связей, порочащих меня и наоборот не имею - далек от политики. Пишу только о том, что знаю профессионально, в том числе и из богатого научного и административного опыта. Непрофессионально пишу стихи, взрослые сказки о счастье и даже пьесы. Публикуют.
Москву люблю своей рязанской - папиной - частью души в целом, а еще за самую лучшую в мире тетушку Марианну, жившую на Таганке и старшую дочку - москвичку, а также самых добрых моих друзей. Сейчас живу в Израиле, в древней Беер Шеве, работаю. Коротаю вечера с сыном и младшей дочерью, но чаще вдвоем с чудесным котом и целым миром, о котором приглашаю поразмышлять вместе и без агрессии.
1. Утро буднего дня.
Открываю окно на улицу - рано-рано, на работу пора...
Рано встает трудящееся государство Израиль. К половине пятого спешат на службу повара, чтобы готовить утренний рис, печь хлеб и разжигать шварму. Навстречу им идут охранники из ночных клубов и повара ночных смен - Израиль любит поесть.
С метелками и совками, движутся трудолюбивые эфиопы и русская профессура, сроду не знавшая английского и не освоившая иврита. Они выглядят бодро - физический труд на свежем воздухе продлевает жизнь.
С половины шестого из домов начинают выходить люди верующие - с рассветом им нужно - еще до работы, посетить утреннюю молитву. Утренняя молитва - шахарит - очень важна для еврея - не менее десяти мужчин должны каждое утро проверить свиток Торы.
Не подменили ли его, не внесли ли исправлений в 10 заповедей. Вдруг вместо "не убий" написали - "Да, конечно, не убий, но если нет денег содержать ребенка - то можно и даже нужно". Главная и единственная задача еврейского народа - сохранить их неизменными - до буквы, до точки. Других не существует - кто бы что ни говорил.
По улицам мечутся машины и мотороллеры развозчиков газет, молока, хлеба, сменившие развозчиков еды, не спавших всю ночь.
В шесть на улицы выкатывается волна навьюченных солдат с огромными винтовками. Все чистенькие, пусть недоспавшие и сытые - Израиль кормит и обстирывает свою армию дома.
В половине седьмого автобусы собирают рабочих на заводы - русские, евреи, арабы едут на 12 часовую смену. У кого с собой хумус с лепешкой, у кого - сало с черным хлебом. Здороваются, смеются, отпускают соленые шуточки - пролетариям нечего терять кроме зарплаты. Заводы - далеко от города - минут двадцать нужно ехать! У каждого - отдельное место в автобусе под кондиционером. Время в дороге от черты города оплачивается. Государство ценит своих рабочих и давит на работодателей.
Оно слишком долго создавало свою промышленность на смену кустарному производству турецких времен, чтобы растерять ее.
В сторонке - бедуин - полицейский вылез из машины и совершает утренний намаз на красивом коврике, в связи с чем, естественно, не обращает внимания на первую офисную красавицу - иначе бы точно, сдвинул фуражку и сказал "Эйзо кусит!", а та бы довольно хихикнула.
Хотя слово "кус" - для России - весьма неприличное, а женщины считают его оскорбительным. В Израиле его употребляют в потоке речи, "кусит" - красавица, п...я девушка - так они сами о себе говорят. Из оскорбительных значений распространены два - "Кус а има шельха" - полностью соответствует русскому ....а ты говоришь что мама, кус шармута - очень сложное и поэтичное выражение ибо различается зонА - иудейская блудница и шармута - аравийская блудница.
Так вот кус аравийской блудницы считается самым грубым ругательством.
Из русского укоренилось "ебенемать", причем ни один израильтянин не знает, что это такое, просто говорят Лэх - иди -"ебенемать", без всякого заднего смысла.
К восьми в офисы переселяются хорошо упакованные госслужащие, которые, впрочем, взяток не берут и, если что по закону положено - отдают без звука - ну, порадеют иногда родному человечку, после чего сильно удивляются, когда их садят .
Восток.
2. Куда едут рабочие утром или немного истории
Так вот о машиностроении. В Израиле своего машиностроения не было. Были апельсины, мандарины и коровы. Табак был. А нужно было машиностроение - на верблюдах много не навоюешь. Первые репатрианты были готовы делать все, осушать болота, лить пули, воевать - но работать на заводах не умели.
Квалифицированных рабочих приглашали из Франции. Потом выкупили у короля Марокко - по 1000 долларов за голову. Марокканские ремесленники до сих пор составляют костяк малого бизнеса в Израиле. Они же - опора служб эксплуатации большинства заводов. Счастлив тот, кто пошел по пути отцов и освоил профессию!
К сожалению расслабляющая атмосфера и свободное воспитание сбивают новые поколения с верного пути и они устремляются в креативный класс.
Плохо выбритый депрессивный североафриканец болтается по жизни лет до сорока, а затем семья устраивает его на вторые и третьи роли на те же заводы. Но стаж уже не набран, квалификацию не выпросить у дяди, а личность, увы, не реализовалась...
Потом еврейских рабочих и инженеров купили в странах СЭВ, начиная с Румынии за цитрусовые... Да-да, те самые "Апельсины из Марокко"! Открою страшный секрет - наклейку "Yafo" с них отцепляли и наклеивали "Maroc". Так в Израиле появились техники и инженеры, подготовленные уже по советской системе политехнического трудового обучения. Дети, как правило, продолжают семейные традиции и составляют основу "белых воротничков".
Конечно, кроме ушедших в креативный класс. Они получают гуманитарное образование и реализуют себя в платных социальных протестах, левацкой прессе и агрессивном маркетинге. Ну и ладно.
А потом приехали русские. Они, как правило, не заняли ключевых постов, но привнесли в израильскую промышленность привычку к систематическому труду, личную ответственность и глубокое понимание производственных задач. Кроме того они видели перспективу и соответственно учили своих детей. "Новые русские", желающие продолжить традицию, возвращаются на заводы как операторы станков с ЧПУ и цехов - роботов.
Государство делает все, чтобы не отпустить молодежь в креативные просторы, прекрасно понимая, что преуспеют там единицы, а десятки тысяч со временем станут социальной проблемой. Обязательная воинская обязанность служит, прежде всего, социализации молодежи. Суперлиберальное школьное образование нужно как то исправлять.
Демобилизованные солдаты, пришедшие на производство, получают солидные материальные дотации и, к счастью, остаются работать. Но очень мало.
Вам это ничего не напоминает? Ну ладно, продолжим...
(Продолжение в электронной версии журнала в Августе 2013)