Выступление на расширенной коллегии Департамента природопользования и охраны окружающей среды директора ГПБУ "Мосприрода"
Игоря Рябоконя
Текст доклада:
Реорганизация системы управления ООПТ Москвы и приоритеты деятельности ГПБУ Мосприрода в 2014 году
Докладчик И.С. Рябоконь
Уважаемый Антон Олегович,
уважаемые члены и гости коллегии!
ГПБУ «Мосприрода» — вероятно, самое «молодое» госучреждение Москвы, сегодня ему исполняется ровно один месяц. «Мосприрода» создана в результате объединения девяти окружных управлений ООПТ по административным округам, каждое из которых ранее представляло собой отдельное государственное учреждение, со своим административно-управленческим аппаратом.
Прежняя система управления ООПТ Москвы сложилась в 2010 году. Еще тогда основными направлениями деятельности Управлений ООПТ стали:
- обеспечение соблюдения режима охраны ООПТ;
- содержание ООПТ;
- сохранение биоразнообразия на ООПТ;
- экологическое образование и просвещение.
Если говорить об итогах 2013 года, то достаточно серьезная работа была проделана по каждому из этих направлений.
В частности, инспекторами по охране ООПТ было составлено более 800 протоколов об административных правонарушениях и вынесено более 400 постановлений о привлечении к административной ответственности на общую сумму порядка 23 млн рублей, взыскано штрафов на сумму более 3 млн рублей.
Осуществлялись противопожарные мероприятия, а также мероприятия по предотвращению несанкционированного передвижения автотранспорта по ООПТ.
В части содержания территорий также сделано немало. В частности, в рамках обеспечения безопасности посетителей ООПТ удалено более 25 тыс. аварийных и сухостойных деревьев. При этом проводились компенсационные высадки в объеме более 23 тыс. деревьев и почти 26 тыс. кустарников. Кроме того, проведен ремонт 128 кв. км дорожно-тропиночной сети, обустроено 20 км велодорожек, установлено 35 точек беспроводного Интернета, смонтирована электростанция на световых батареях, питающая парковое освещение, и более 40 автономных мачт освещения, работающих от альтернативных источников энергии, и многое другое.
В ходе работы по сохранению и восстановлению биоразнообразия проведено порядка 20 мероприятий, в частности:
- организация и оборудование подкормочных площадок;
- развешивание гнездовий;
- аэрация прудов с целью предотвращения заморов рыбных запасов;
- мероприятия по восстановлению видов растительности, формированию древостоев;
- мониторинг (более 200 учетов флоры и фауны, обновление инвентаризационных списков растений и состава фауны ООПТ).
Также в 2013 году Управлениями ООПТ велась активная эколого-просветительская деятельность. Было организовано около 5 тыс. эколого-просветительских мероприятий, в которых приняло участие почти 400 тыс. человек, задействовано 700 образовательных и социальных учреждений.
В настоящее время в Москве действует 6 эколого-просветительских центров; всего в 2013 году их посетило более 29 тыс. человек. Максимальное число посетителей пришлось на ЭПЦ «Воробьевы горы» (около 11 тыс.).
***
В то же время анализ 3-летнего опыта функционирования прежней системы управления ООПТ выявил необходимость ее дальнейшего совершенствования. В частности, снижения управленческих издержек, централизации финансовой деятельности, приведения зоны ответственности территориальных подразделений в соответствие со сложившимися границами ООПТ вместо административных границ городских округов.
С этой целью была проведена реорганизация, в результате которой образовано ГПБУ «Мосприрода», в состав которого включены дирекции ООПТ. При этом были сокращены должности административно-управленческого персонала. К примеру, руководящие должности сокращены в пять раз, а основной акцент был сделан на формирование штата, работающего непосредственно на территории.
При этом основные функции учреждения остаются прежними: это охрана и содержание ООПТ, а также создание эколого-просветительской инфраструктуры, сохранение биоразнообразия, развитие экологического просвещения.
По каждому из этих направлений нами проделан подробный анализ и выделены приоритетные задачи на ближайший год.
В частности, по линии охраны ООПТ приоритеты следующие.
Во-первых, это усиление работы по заключению и, самое главное — исполнению охранных обязательств сторонними землепользователями на ООПТ. К сожалению, сегодня некоторые сторонние пользователи относятся к исполнению этих обязательств формально либо уклоняются от их заключения. Поэтому будет усилена работа по понуждению к заключению охранных обязательств, в том числе в судебном порядке. А также будет внедрена система контроля за их исполнением. К нарушителям будут применяться санкции вплоть до вывода с территории.
Во-вторых, это создание инспекторских групп оперативного реагирования на нарушения природоохранного законодательства. В бывших Управлениях ООПТ такие подразделения отсутствовали. В то же время оперативность реагирования на информацию о нарушениях является зачастую единственным способом определить нарушителя что называется «по горячим следам».
Разумеется, в полном объеме продолжится работа по выявлению и пресечению нарушений природоохранного законодательства на ООПТ.
***
Что касается деятельности по содержанию территорий, то она все в большей мере будет основываться на принципах устойчивого развития и бережного отношения к природной среде Москвы.
К примеру, уже внесены изменения в регламент содержания ООПТ, которые, в частности, предусматривают сокращение площадей, занятых партерными и обыкновенными газонами, в пользу естественных травостоев и луговых газонов, что создает условия для восстановления целого ряда растительных и животных видов.
Впервые за многие годы территории обеспечены материалами лесоустройства. Эта работа началась еще в 2012 году и будет завершена в 2014-м. В результате растет качество лесохозяйственных работ и увеличиваются объемы лесовосстановления. В частности, в 2014 году предусмотрена высадка 36 тыс. деревьев и 53 тыс. кустарников, что почти в два раза больше объемов 2013 года.
Планируется также улучшить на качественном уровне подход к благоустройству на ООПТ. Планируемые мероприятия мы будем более тщательно выверять с точки зрения их потенциального воздействия на экосистемы.
С одной стороны, мы обязаны обеспечить комфортные условия для отдыхающих в природных зонах. Поэтому мы оборудуем велодорожки, ведем ремонт дорожно-тропиночной сети. Кстати, в текущем году откроется сразу несколько интересных рекреационных объектов, вписанных в ландшафт, таких как канатный парк в ПИП «Покровское-Стрешнево», боулдер-парк в Бирюлевском дендропарке и детский развлекательно-просветительский парк «Сказочный лес» в Москворецком.
С другой стороны, мы намерены проводить те или иные работы на основе щадящих по отношению к природной среде технологий. К примеру, установка автономных мачт освещения с использованием световых батарей в местах массового скопления отдыхающих, во-первых, решает проблему безопасности и комфорта, во-вторых, позволяет избавиться от сотен и тысяч метров кабельных траншей, прокладка которых нарушает корневую систему деревьев, и, в-третьих, служит примером использования альтернативных источников энергии. Реальный факт: люди, которые видят работу этих мачт на ООПТ, начинают требовать от управ районов применения таких технологий у себя во дворах. То есть выполняется еще и просветительская функция.
Мы видим свою цель в проведении грамотной, научно обоснованной политики по управлению природными территориями, учитывающей как интересы города и горожан, так и необходимость сохранения природной среды. Поэтому мы планируем расширять работу по мониторингу биоразнообразия с целью разработки мероприятий по восстановлению природных сообществ либо тех или иных средозащитных мероприятий.
Собственно, такой комплексный подход к управлению ООПТ и является реализацией принципов устойчивого развития и ответственного отношения к природе.
С целью популяризации этих принципов, формирования экологического мышления наших жителей мы планируем развивать и эколого-просветительскую работу.
Несмотря на бурную эколого-просветительскую деятельность Управлений ООПТ охват населения, задействованного в данной работе, все еще недостаточен. Имеющиеся Эколого-просветительские центры неравномерно распределены по территории города, что делает экопросвещение недоступным для многих жителей столицы.
Поэтому мы планируем поэтапное создание сети ЭПЦ г. Москвы, обеспечивающей комплексное экопросвещение, доступное всем москвичам, а также гостям столицы.
При создании экоцентров будут использоваться технологии, соответствующие мировым стандартам. Мы исходим из того, что современные интерактивные экспозиции привлекут гораздо большее количество посетителей, что увеличит охват просветительской деятельности и в то же время создаст уникальные места досуга жителей города.
В рамках развития просветительской деятельности также планируется:
- расширение взаимодействия с образовательными учреждениями города, в том числе разработка совместных программ по экологическому образованию.
- развитие эколого-просветительской инфраструктуры ООПТ, в т.ч. экологических троп, визит-центров;
- развитие и пропаганда устойчивого туризма на природных территориях и водных объектах г. Москвы;
- активизация работы с волонтерскими движениями на ООПТ.
***
В завершение хотелось бы отметить, что во всех направлениях нашей работы мы открыты к общению, как с широкими массами жителей и посетителей ООПТ, так и с экспертным сообществом. В этих целях уже созданы и действуют при территориальных дирекциях Мосприроды рабочие группы по проблемам ООПТ.
За прошедший год проведено более 80 заседаний таких рабочих групп во всех округах города. В постоянных составах рабочих групп работало от 5 до 60 участников. Обсуждались и проблемы, связанные с развитием городской среды, и отдельные локальные проекты, реализуемые на территориях. В эту работу были вовлечены эксперты, депутаты муниципальных собраний, представители инициативных групп, общественных и политических организаций, жители города, работники городских организаций — всего более 1000 человек.
Такую практику с созданием Мосприроды мы будем только расширять. Поэтому приглашаем к сотрудничеству всех, для кого природные территории Москвы столь же важны, как и для нас.
Спасибо за внимание!