Центр стратегических разработок провел анализ динамики международной торговли за несколько лет и спрогнозировал международные грузопотоки до 2030 года по направлениям, странам и номенклатурам грузов.
Период 2021–2023 годов, в течение которого российская экономика пребывает под санкционным давлением, можно охарактеризовать как турбулентный. Произошли значительные изменения в направлениях международной торговли, что обусловлено резким снижением доли грузопотоков, приходящихся на «санкционные страны»
Но несмотря на это по мнению первого заместителя генерального директора ЦСР Татьяны Горовой «санкционное давление привело к качественной и комплексной переоценке внешнеэкономических приоритетов страны».
Как отметила Татьяна Горовая, «подготовленный прогноз включает в себя описание транспортной логистики и тенденций в части железнодорожного транспорта, прогноз по морским маршрутам транспортных коридоров, а также оценку загрузки транспортной инфраструктуры с учетом инфраструктурных ограничений».
Если по итогам 2021 года экспорт в недружественные страны составлял 55 % от общего объема, а импорта – 26 %, то к концу текущего года прогнозируется 16 % и 7 % соответственно. Ожидается, что в перспективе до 2030 года объемы международной торговли с указанными странами снизятся пятикратно.
При этом наблюдается рост экспорта на восточном направлении с Китаем и в другие страны Азии, а также по маршрутам международного транспортного коридора «Север-Юг» и Азово-Черноморского бассейна за счет более интенсивной торговли с Турцией и государствами Ближнего Востока.
Так, начиная с 2022 года объем экспорта в Индию вырос почти в 3,5 раза, в Азербайджан – на 27 %, в Китай – на 15 % и настолько же в Турцию, а также в Иран – на 7 %. Аналогичная ситуация в импорте: импорт из Китая увеличился на 35 %, из Юго-Восточной Азии – на 26 %, из Турции – на 17 %. При этом активное использование маршрутов международного транспортного коридора «Север-Юг» будет обусловлено инфраструктурными ограничениями Восточного полигона железных дорог и морских портов Северо-Западного и Азово-Черноморского бассейнов.
Структура экспортной торговли в период 2021 – 2030 годы не претерпевает существенных изменений, наибольшую долю по-прежнему составляют нефть (около 21 %), уголь (21 %), газ (19 %) и нефтепродукты (около 13 %). В структуре импорта в указанный период наибольшая доля будет приходиться на минеральные продукты и уголь (21 %), при этом будет наблюдаться рост импорта угля и увеличение его доли в общем объеме перевозок на 4 % к уровню 2021 года. В то же время снизится импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (на 3 % в сравнении с 2021 годом), что можно охарактеризовать как повышение продовольственной безопасности России.
Переориентация на восток будет стимулировать увеличение средней дальности перевозок и грузооборота на железной дороге. В части морского транспорта до 2030 года ожидается: в Северо-Западном направлении – снижение общего и контейнерного грузопотока с постепенным восстановлением к 2035 году, в Дальневосточном бассейне – рост экспортно-импортных перевозок, включая мультимодальные контейнерные перевозки, в Азово-Черноморском бассейне – увеличение экспортных перевозок.
Все выпуски журнала «ЭкоГрад» в электронной версии читайте на pressa.ru,
Бумажные экземпляры спецвыпусков и книги В. Климова можно приобрести на OZON