...В России до сих пор нет всеобъемлющих достоверных данных о предприятиях подавляющего большинства отраслей. По оценкам ТТП РФ, РСПП и Счетной палаты РФ (2015 г.), такая информация имеется примерно по 25% общего количества предприятий производственных и инфраструктурных отраслей.
Очевидно, что в такой ситуации едва ли возможны регулирование со стороны министерств/ведомств/региональных администраций работы любой, в прицнипе, отрасли. Как и своевременные получение, проверка и обработка данных по этим предриятиям - для правильного определения задач развития отраслей и очередности этапов решения этих задач в подотраслевом и межрегиональном аспектах.
Решение всего этого компекса вопросов особенно актуально сегодня, в условиях геополитических усложнений и расширения финансово-экономическаих санкций против России со стороны практически всех развитых стран. Последнее особенно требует активного развития импортозамещения в сферах производства средств производства (отрасли группы группа "А") и предметов потребления (группа "Б"). Что, в свою очередь, должо быть основано на наличии подробной, достоверной инофрмации о динамике работы предприятий различных отраслей, об их сырьевом, финансовом, технологическим обеспечении, об их связях с патрнерами по технологической, сырьевой и/или кооперации, об их НИОКР, сбытовой политике и т.п.
Теснейшая взаимосвязь этих задач и растущая актуальность их решения, можно сказать, пронизывала все дискусии в рамках Деловой программы "Российской Недели текстильной и легкой промышленности", состоявшихся в конце февраля с.г.
Первым за их решение взялся СОЮЗЛЕГПРОМ, создав в 2014-2016 гг. можно сказать, базовую основу интерактивной карты-реестра предприятий текстильной и легкой промышленности РФ. Немаловажно и то, что эта работа поддерживается, как и прежде, Минпромторгом, ТПП РФ, РСПП. А сам этот опыт всё активнее изучают в других отраслях (например, в АПК, нефтепереработке-нефтехимии, лесном комплексе, стройиндустрии).
Интерактивная карта отрасли, наряду с самим реестром предприятий была подготовлена,заметим, впервые за последние 25 лет...
По оценкам СОЮЗЛЕГПРОМа и ТПП РФ, - в рамках карты-реестра, во-первых, сформирована и дополняется обширная и достоверная информбаза по предприятиям текстильной и легкой промышленности: их мощностям, ассортименту выпускаемой и реализуемой продукции, фиансовому состоянию местоположению и т.п.
Во-вторых, эта база позволяет определить внутри- и межотраслевые "узкие места" и оптимальные пути их устранения, а также создаёт возможности внутри- и межотраслевой кооперации – технологической, инвестиционной, сбытовой.
А в-третьих, совокупность упомянутых факторов позволяет - в рамках реестра предприятий - выйти на ежегодное составление комплексного межотраслевого баланса для отечественной легкой и текстильной промышленности в стране.
Практическая значимость реестра, констатируют в СОЮЗЛЕГПРОМе, очевидна и в плане социальной политики, в связи с градообразующим характером большинства этих предприятий. А всего их в стране - не меньше 10 тысяч. Кроме того, упомянутая комплексная «информационная начинка» реестра, по мнению многих экспертов, позволит Минпромторгу более эффективно осуществлять мониторинг деятельности предприятий отечественного легпрома и, соответственно, регулировать развитие отрасли - прежде всего импортозамщение и реиндустриализацию текстиль- и легпрома.
Если точнее, реестр представлен в виде интерактивной карты, на которой будут видны, в режиме реального времени, по каждому региону страны все предприятия отрасли и их технико-экономические данные. На каждое предприятие будет подготовлен паспорт с подробными данными о его производственной, сбытовой деятельности, финансовом состоянии. Такой подход позволит формировать наиболее эффективные производственно-логистические цепочки как между предприятиями, так и между производителями и торговыми сетями.
Главная же задача реестра – создание в РФ и ЕАЭС единого, прозрачного и конкурентоспособного рынка товаров текстильной и легкой промышленности.
Географические пространства России и, соответственно, обширная ёмкость рынка РФ - с одной стороны. а с другой - можно сказать "многоступенчатость-многотоварность" производства текстильной (и не только текстильной) продукции, в сочетании с современными финансово-экономическими условиями, диктует необходимость именно системного подхода ко всем вопросам функционирования и развития текстильной и легкой промышленности (как, впрочем, и любой другой отрасли).
А вышеупомянутая информационная база в динамике, как показывает и советский опыт и опыт многих стран, - седва ли не фундаментальный компонент формирования наиболее оптимальных экономико-технологических связей между подотраслями текстиль-/легпрома, "разбросанными" фактически по всей территории страны.
Тем более всё это важно, т.к. большинство предприятий этого много- и межотраслевого комплекса зачастую уже который год не имеют никакой информации друг о друге, в т.ч. о производственных мощностях, ассортименте выпускаемой продукции, динамике производственно-сбытовых показателей и т.п. Потому нередко получается так, например, что какое-либо предприятие, вместо отлаживания связей с соседями-партнерами по взаимопоставкам каких-либо компонентов продукции и/или текстильного оборудования, сырья, вынуждено отлаживать такие связи, - нередко убыточные или, максимум, на грани рентабельности, - с предприятиями/компаниями очень дальнего зарубежья. Отсюда, собственно, - разрыв технолого-сбытовых цепочек и между подотраслями, и между самими предприятиями внутри страны.
Упомянутая и другая отраслевая информация, в максимально подробном динамичном виде, должна содержаться в едином, постоянно корректируемом, т.е. "подвижном" реестре предприятий текстиль- и легпрома. Такой подход повзолит консолидировать работу всей отрасли, повысит уровень предсказуемости, точнее - прогнозируемости развития всех подотраслей текстиль- и легпрома, налаживания взаимовыгодных, экономически и технологически оптимальных внутри- и межотраслевых, т.е. кооперационных связей.
Эти и схожие оценки высказывались, повторим, и в ходе недавней "Российской недели текстильной и легкой промышленности".
По мнению президента СОЮЗЛЕГОПРОМа Андрея Разбродина, "реестр предприятия - это отнюдь не статичный, а в прямом смысле живой инструмент, с которым надо работать ежедневно. Созданием и мониторингом такого реестра предприятий, безусловно, должна заниматься национальная профессиональная ассоциация. Такой реестр позволяет в режиме реального времени, т.е. в динамике оценивать производственные и сбытовые возможности предприятий, достоверность представляемой ими информации. Отсюда и проистекает комплексная оценка возможностей предприятий выполнять, например, государственные заказы, получать и возмещать кредитные средства, расширять сво присутствие на рынках и т.п.".
Реестр сегодня представлен, повторим, в форме интерактивной карты, на которой со временем будут отражены все предприятия текстиль- и легпрома по регионам страны. На каждое предприятие будет сделан паспорт, куда буду внесены внесут все необходимые сведения об этом предприятии. Это, в свою очередь, позволит определить наиболее эффективные внутри-, межотраслевые кооперационные связи, затем - и наиболее оптимальные логистические цепочки между производителями и торговыми сетями.
Всё большее "наполнение" такого реестра позволит сформировать и, опять же, в режиме реального времени корректировать комплексный межотраслевой баланс (КМОБ) текстильной и легкой промышленности. Что можно будет, в рамках КМОБа, "спроецировать" на все другие производственные отрасли страны. Это, в свою очередь, существенно повысит уровень регулирования отраслей и, в целом, производственной экономики, обеспечив своевременное выявление "узких мест" в их производственно-сбытовой деятельности. .
Нелишне отметить, в этой связи, что программы/проекты, схжожие с реестром и/или с КМОБом не первый год реализуются в ряде стран с развитой, вт.ч. ориентированной на экспорт текстильной и легкой промышленностью. Так. в Китае (КНР) и Иране под эгидой госструктур (соответственно, госпланового комитета при Госсовете КНР и министерства созидательного джихада) не первый год существуют регулируемые в режиме реального времени межотраслевые балансы предприятий большинства отраслевых секторов (включая их подотрасли) - на уровне регионов (первичная форма) и, на этой основе, - всей страны. в рамках сводно-межрегиональной формы. Причем предоставляемая предприятиями информация для этих реестров-балансов тщательно проверяется. На такой основе составляются, корректируются инвестиционные потребности, производственно-сбытовые возможности отраслей и планы отраслевых предприятий - сперва, повторим, на уровне региональных групп провинций, затем - в масштабе всей отрасли/страны. При этом госорганы в основном заблаговременно извещают предприятия/отрасли об изменениях в таможенно-тарифной политике, в дотировании/-субсидировании отраслей (предприятий), в инвестиционной госполитике и т.п. Такой же подход характерен и для текстильного комплекса (как и для других отраслевых секторов), к примеру, в странах Совета сотрудничества арабских стран Персидского Залива. Где внутри- и особенно межотраслевые цепочки расположены во всех 6-ти странах этой структуры.
По сути, это межгосударственное регулирование территориально-производственных комплексов. Облегчаемое" тем, что, к примеру, предприятия текстильпрома и нефтегазохимии - по производству и экспорту химволокон и продуктов на их основе эти страны - в числе мировых лидеров - сосредоточены в спредельных прибрежных (приграничных) районах этих стран.
В режиме реального времени функционируют реестры-балансы текстильной, нефтехимической, металлургической, отраслей, АПК, а также портового комплекса, в частности, в Турции под совместной эгидой отраслевых ассоциаций и отраслевых ведомств.
Весьма схожее, можно сказать "реестровое" направление регулирования текстильного комплекса (и других отраслей) поэтапно развивается в регионе АСЕАН, в т.ч.. на межгосударственном уровне. Причем здесь в последние 2-3 года проявляется тенденция к внутри- и межгосударственному объединению товаропроизводителей в рамках региональных/межрегиональных ассоциаций, постоянно сотрудничающих с профильными министерствами и/или компаниями не только самих этих стран, но и стран-импортёров (например, в рамках зон свободной торговли между ними).
Конечно, в контексте постсоветских российских экономических условий, следует учитывать "автохонность" средних и особенно крупных отраслевых-межотраслевых компаний. Преодоление автаркии, а нередко и хаотичности в их производственно-сбытовой деятельности, ее ориентации, скажем так, на "здесь и сейчас", пожалуй, непосредственно связаны с многочисленными вышеупомянутыми преимуществами реестра предприятий. И не только понимание, но и практическое воплощение - т.е. проявления этих преимуществ - едва ли не основной путь стимулирования, приобщения всё большего числа компаний и предприятий к соучастию в формировании комплексного, всеобъемлющего, максимально предметного реестра предприятий текстиль- и легпрома. И, соответственно, в формировании общеотраслевого рынка и в повышении его конкурентоспособности.
(Продолжение следует)
А.Чичкин