Министерство финансов России не поддержало предложение представителей легпрома о снижении для производителей одежды и обуви ставки НДС до 10%.
В ответ на соответствующее письмо № 03-07-14/92151 от 22.10.2020, представители министерства заявили, что, в случае установления пониженной ставки НДС для предприятий легкой промышленности может возникнуть отрицательная разница между суммами НДС, исчисленными этими предприятиями при реализации товаров, и суммами налога, предъявленными этим предприятиям, которая подлежит возмещению из федерального бюджета. Данное возмещение по существу будет являться субсидированием предприятий легкой промышленности из федерального бюджета, что приведет к потерям доходов федерального бюджета.
Кроме того, принятие решения об установлении пониженной ставки налога на добавленную стоимость для предприятий легкой промышленности создаст прецедент для постановки аналогичных вопросов предприятиями других отраслей, уплачивающих в настоящее время НДС по ставке в 20%, что, в конечном итоге, приведет к потерям доходов федерального бюджета. Также, учитывая, что НДС является важнейшим источником доходов федерального бюджета, уменьшение поступлений этого налога, по мнению минфина РФ, может привести к ограничению возможностей финансирования расходных обязательств государства, в том числе в социальной сфере.
В связи с изложенным, а также принимая во внимание дефицит федерального бюджета в сложившихся обстоятельствах в 2020 году, предложение по снижению ставки НДС для предприятий легкой промышленности Минфин не поддерживает (подробнее см. https://www.souzlegprom.ru/ru/press-tsentr/novosti/novosti-otrasli/4905-minfin-rossii-ne-podderzhal-initsiativu-uchastnikov-otrasli-o-snizhenii-stavki-nds-dlya-proizvoditelej-odezhdy-i-obuvi.html ).
«во многих других странах снижают НДС для повышения конкурентоспособности своих производителей: например, в КНР этот налог еще в середине 2010-х понизили до 13%. Но в России наблюдается обратная ситуация: НДС, и без того высокий, был повышен до 20% и лишь на детскую одежду он сохраняется в 10%. Такая ситуация сдерживает производство высококачественной легальной продукции для всех остальных категорий потребителей. Что, на мой взгляд, особенно ущербно для малого бизнеса. В свою очередь, такая ситуация стимулирует производство, ввоз и сбыт контрафактной и других видов сфальсифицированной продукции — дешевой, но зачастую опасной для здоровья потребителей.
Видимо, реальная ситуация с наполнением российского госбюджета, обусловленная «западными» санкциями и низкими мировыми ценами на нефтегазовое сырье, вынуждает руководствоваться сугубо фискальными факторами в налоговой политике».
Алексей Андреев