Мнение ВООП: «Сергей Иванов сделал 575 шагов в будущее»

 Мнение ВООП: «Сергей Иванов сделал 575 шагов в будущее» - фото 1Ввод в эксплуатацию Нарвинского тоннеля прокомментировал для журнала «ЭкоГрад» председатель Московского городского отделения Всероссийского общества охраны природы Элмурод Абдурахимович Расулмухамедов. А за одно ответил и на другие вопросы об экологии.

 

 

Открыт первый в России экологический тоннель. Как вы оцениваете это событие? Он обошелся краю и бюджету в кругленькую сумму. Это того стоило?

Оцениваю, естественно, позитивно. И то, что в открытии принимал участие руководитель Администрации Президента, факт – отрадный. Он демонстрирует то внимание, которое высшее руководство страны оказывает природным объектам и в частности, исчезающим видам. Будем надеяться, что такой интерес будет поддержан и другими федеральными и региональными руководителями, а также бизнесменами. У нас есть пример взаимодействия власти и спорта, когда известные политики участвуют в жизни спортивных федераций. Было бы здорово, чтобы у каждого исчезающего животного, каждого природного объекта появился свой высокопоставленный попечитель…

Стоимостные параметры комментировать я не могу. Просто нет смысла оценивать восстановление популяции красивого животного в рублях. Это категории нравственные или этические. Сколько может стоить память или совесть? Оценка зависит от зрелости человека или общества. В этом плане Нарвинский тоннель – еще один шаг к зрелости нашего общества, каждого из нас.

Кто был инициатором проекта? Было ли это под нажимом общественности, или власти края сами решили проявить инициативу? Принимала ли ВООП участие в обсуждении угрозы фрагментации последнего участка местообитаний дальневосточного леопарда?

Насколько мне известно, проект предложили специалисты «Земли Леопарда». У нас в России накоплен уникальный опыт в части восстановления популяций крупных хищников. И объединение территорий проживания леопарда – естественное решение для развития популяции. ВООП в данном случае – наблюдатель. Наши экспертизы и опыт лежат в другой плоскости охраны природы.

Теперь, когда сдан тоннель, можно ли сказать, что все проблемы миграции животных и их существования решены? Дорога на этом участке не кончается (общая длина тоннеля 575 метров).

Оценить эффективность можно будет, когда начнутся межтерриториальные проходы и вязки. Сам проект формировался на основе многолетних наблюдений в заповедниках и я очень надеюсь, что этой меры будет достаточно. Я бы еще добавил деревьев над тоннелем. Леопарды не очень любят открытые пространства, а самку с молодью на открытое место вообще не выведешь.

А как люди? Они от этого строительства выиграли?

Из практических выгод, очевидно, изменится скорость движения транспорта на этом участке. Про моральные и этические приобретения я уже говорил.

Сергей Иванов объявил на открытии Нарвинского тоннеля, что Правительство РФ в ближайшее время представит в оргкомитет Года Экологии предложения о плане мероприятий на 2017 год. Вам знаком этот план?

Мы готовим свой собственный план на Год Экологи. Будем обсуждать его на Президиуме и Центральном Совете. Та часть планов, которая требует синхронизации с планом Правительства,   будет предложена в оргкомитет.

Нужно ли план, составленный Правительством на 2017 год, обсуждать с общественностью?

С общественностью можно и нужно обсуждать любые планы. Если, конечно, предполагается, что планы должны быть поддержаны и реализованы обществом. Если это будут внутренние мероприятия министерств, то и там тоже есть общественные советы, во многих из которых мы представлены.

На что должен быть сделан акцент плана – на профилактику проблем в экологии или на устранение их? Есть ли общее видение у страны на экологию, концепция охраны и развития окружающей среды?

То о чем вы говорите, есть повседневная работа всех уровней общества от граждан и общественных организаций до министерств и высшего руководства страны. Не думаю, что Президент Путин, объявляя Год Экологии, вместо года ООПТ, и назначая руководителем организационного комитета именно главу своей Администрации,  имел ввиду рутинные мероприятия. Это решение, естественно, вытекало из международной активности Президента – это и выступление на Генеральной Ассамблее ООН, и заявление в Париже. Там было заявлено о необходимости смены парадигмы в области сохранения природы и решения проблем климата. Мне кажется, что Год Экологии, должен стать отправной точкой в заявленном процессе. Наша экологическая политика долгое время навязывалась нам извне и мы были и в роли «мальчиков для битья», и в роли «ведомых». При этом то, что требовали от России, забывали требовать от других или от самих себя. Мы постоянно сталкиваемся с многочисленными следами этой политики. Рекомендуемые нам «наилучшие доступные технологии» – часто технологии используемые десятилетия и уже исчерпавшие ресурс модернизации. Природные пожары, аналогичные калифорнийским или испанским – повод сталкивать лбами наши министерства и региональные власти. Дискуссия по парниковым газам – вообще верх лицемерия и двойных стандартов. Достаточно вспомнить, сколько ВООП и другие эксперты поломали копий в борьбе за признание роли бореальных лесов в формировании климата.

При этом Россия – крупнейший опреснитель воды, крупнейший эмитент кислорода в атмосферу, одна из немногих стран, имеющих территориальные и интеллектуальные ресурсы для действительно серьезного влияния на глобальную экологию и климат. Нам пора это осознать и начинать вести себя соответственно.

Думаю, что Год Экологии должен дать старт гонке за лидерство в области экологического влияния в новых условиях Парижских соглашений, гонке, в которой Россия может и должна выиграть. Это год, когда провидческая речь Путина в ООН должна стать реальностью. Для этого и нужен Сергей Борисович Иванов во главе этого сложного и многогранного процесса.

Я говорил, что Нарвинский тоннель – это еще один шаг к зрелости нашего общества. Но теперь, с учетом длины сооружения и значении его, добавлю: Сергей Иванов сделал 575 шагов в будущее.

Какие основные проблемы с экологией в Москве?

Общепризнанная проблема – транспорт и все вытекающие последствия. Выхлопы от некачественного топлива, пыль и сажа, грязь, дорожная инфраструктура - от реагентов до грязного снега. Отсюда и нагрузка на население, и на зеленые насаждения, и на природные объекты. Сейчас перешли на Евро-5, теперь надо приводить в соответствие техническое состояние транспорта. Мы будем этим заниматься.

Еще одна угроза – отходы, мусор. Подмосковье ужесточает свои подходы к московскому мусору. Если не будет найдено решений и компромиссов, будет коллапс. Выход в синхронизации подходов, в учете потребностей и возможностей двух регионов.

Я бы назвал еще вовлеченность населения. На уровне обсуждения стратегий, экологической политики, жизненных пространств – полная открытость. А вот благоустройство, например, – другая епархия и другие правила. В результате, большинство деревьев сажают не москвичи, а гастарбайтеры. Упускаем колоссальные возможности вовлечения детей, молодежи, неравнодушных жителей. А ведь они потом и относятся к объектам по другому, более бережно, по хозяйски. Мы готовим, обращение к Мэру с просьбой допустить общественников к участию в городских проектах благоустройства.

Беседовал Юрий Андрийчук

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить