Как привить... любовь к инвестициям?..

 Как привить... любовь к инвестициям?..  - фото 1 Вице-премьер, полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев  на днях призвал подготовить "такую программу Восточного экономического форума (ВЭФ), чтобы инвесторы полюбили Дальний Восток". Для решения этой задачи, по словам Ю.Трутнева,  появился закон о территориях опережающего развития, собраны инвестиционные проекты, определены первые инвестплощадки.  На подготовку ВЭФ "осталось всего 2,5 месяца, и нам необходимо пригласить гостей, которые смогут принимать реальные решения".  
   Далее  - в основном те же, всё более  расхожие  клише: "Мы должны понять, что такое мы им должны сказать, чтобы они к нам приехали. Это работа персонифицированная...  Будем отходить от традиционных форм, будем менять подход с нацеленностью на конечный результат".
    Да, ВЭФ призван  повысить привлекательность российского Дальнего Востока для восточноазиатских стран  в плане торговых и инвестиционных связей.  Но в настоящее время РЕАЛЬНЫЕ экономические  проекты в этом регионе - пока   в основном   экспортно-сырьевые или "узкорегиональные" (экспорт газа, нефти и электроэнергии в КНР; локальная переработка лесного или сельхозсырья; модернизация  ЖКХ и т.п.). Что касается наиболее крупных, взаправду,  евроазиатских проектов - реконструкции БАМа, Транссиба, строительства железной дороги Беркакит (БАМ)-Якутск, их реальное  госфинансирование,  похоже,   продолжает сокращаться. И, значит, остаётся надежда на вложения зарубежных инвесторов в эти проекты?..
   Но, как показал "опыт" БАМа и ряда  других, теперь уже постсоветских стальных магистралей,  а также  и портов, без вменяемой, чётко просчитанной программы комплексного экономического развития регионов, примыкающих к портам или железным дорогам, капвложения в транспортные проекты окажзываются "омертвлёнными". Вдобавок, примыкающие к Транссибу железные дороги на Урале и в Европейском регионе РФ тоже нуждаются, в большинстве  своём, в реконструкции. Потому что именно   они "выводят" продукцию дальневосточных стран в Европу (как и европейскую продукцию - доставляют в эти страны через Транссиб/БАМ). Но пока  на этих полигонах работы по увеличению провозной  мощности, главным образом,  выборочные, фрагментарные. Хотя речь должна идти именно о сквозном модернизированном  коридоре -  от Находки или Зарубино до Бреста или Калининграда.   Так что затруднительно ожидать "рекордных"  инвестиций дальневосточных стран в транспортные проекты на Дальнем Востоке...
     Да, имеются проекты новых портов в регионе (на Камчатке, Чукотке). Но разве привлекательны порты, которые не связаны с сухопутными магистралями вглубь любой страны? А таких "связок" для этих  портов пока не  предусмотрено. Так зачем зарубежным инвесторам вкладываться и  в такие бессистемные  проекты?..
     И, потом, как показывает общемировая практика, крупных иновложений не может быть ещё и потому, что НЕВОЗМОЖНО достоверно предвидеть курс нацвалюты страны,  которая "жаждет" этих вложений. А  из-за частых курсовых перепадов кардинально меняется весь ценовой цикл экономических связей с зарубежьем  - связей торговых, инвестиционных, научно-технических, как и цикл взаиморасчётов. Вдобавок, столь же часто, как курсовые перепады,   меняются цены и тарифы на товары или услуги российских предприятий - партнеров иностранных инвесторов или торговых компаний . Но разве последние в этих перепадах заинтересованы?..
  Казалось бы - несложный  вопрос, судя по практике его решения в "тихоокеанских" США, Канаде, Австралии, КНР, схожих с РФ по размерам территории и дальности перевозок. А именно: прямое или косвенное субсидирование перевозок дальневосточной рыбной  продукции в другие регионы РФ. Но, как заявил недавно глава "Росрыболовства" Илья Шестаков, вопрос этот долго обсуждался, однако  субсидирования этих перевозок не будет, т.к. "в бюджете на это нет сейчас средств" . А будут ли заинтересованы  те же  упомянутые страны  "за втридорога" поставлять, точнее -  перевозить через Дальнрй Восток  свою рыбопродукцию в Европейско-Уральский регион РФ? Едва ли. Хотя и торговые компании,  и компании-инвесторы всегда заинтересованы в том, чтобы  их продукция активнее проникала и  в "глубинные" регионы страны-партнёра...
      Как показывает международная экономическая статистика, зарубежным, в том числе тихоокеанским странам/компаниям-инвесторам по-прежнему  выгоднее "вкладываться" в тихоокеанские регионы КНР,  Австралии,  в регионы  "новоиндустриальных" Малайзии, Индонезии. Потому что там преобладает комплексный,  тщательно выверенный  подход к привлечению и национальных, и иностранных  капвложений в конкретные отрасли и проекты.  
 Скажем, для Восточного, прежде наименее развитого региона Малайзии (на севере о. Калимантан), ещё в начале  1980-х была подготовлена развёрнутая  долгосрочная программа экономического развития. С чётким, подетальным "подразделением" по конкретным отраслям, компонентам  энерго- и транспортной инфраструктуры, социальной  сферы и т.п.  И - с учётом   вариантов спроса в соседних и ряде  других стран на восточномалайзийские товары и транспортные артерии/порты. А крупный  международный форум по этой программе проводился пока  только один раз - в 1984 году...
 И что же?  Этот регион Малайзии - по-прежнему в числе лидеров в Восточной Азии по темпам РЕАЛЬНОГО внутрирегионального экономического развития. Причем аналогичный подход  привёл к столь же  продуктивному развитию  в  90-х и начале 2000-х экономики "глубинных" районов соседнего Брунея. Хотя...  его территория - немногим больше территории Москвы. И ведь те  же  Бруней с Малайзией по нарастающей экспортируют, например,  продукты глубокой  переработки нефти и газа, а в РФ эта тенденция лишь недавно "стартовала"... 
    Замминистра экономического развития РФ  Алексей Лихачев на недавней конференции по сотрудничеству с Юго-Восточной Азией (ЮВА)  сказал мне, что "российской  стороне  целесообразно изучать уникальный опыт экономического развития ряда стран ЮВА и, соответственно, привлечения  этими странами зарубежных и национальных инвестиций". Поскольку "те же вопросы всё более актуальны для восточносибирского и дальневосточного регионов страны".  
    Иными словом, "любовь" иностранных инвесторов или торговых компаний к каким-либо регионам - категория исключительно комплексная...
 
-- 
Алексей Чичкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить