Как привить... любовь к инвестициям?..
Вице-премьер, полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев на днях призвал подготовить "такую программу Восточного экономического форума (ВЭФ), чтобы инвесторы полюбили Дальний Восток". Для решения этой задачи, по словам Ю.Трутнева, появился закон о территориях опережающего развития, собраны инвестиционные проекты, определены первые инвестплощадки. На подготовку ВЭФ "осталось всего 2,5 месяца, и нам необходимо пригласить гостей, которые смогут принимать реальные решения".
Далее - в основном те же, всё более расхожие клише: "Мы должны понять, что такое мы им должны сказать, чтобы они к нам приехали. Это работа персонифицированная... Будем отходить от традиционных форм, будем менять подход с нацеленностью на конечный результат".
Да, ВЭФ призван повысить привлекательность российского Дальнего Востока для восточноазиатских стран в плане торговых и инвестиционных связей. Но в настоящее время РЕАЛЬНЫЕ экономические проекты в этом регионе - пока в основном экспортно-сырьевые или "узкорегиональные" (экспорт газа, нефти и электроэнергии в КНР; локальная переработка лесного или сельхозсырья; модернизация ЖКХ и т.п.). Что касается наиболее крупных, взаправду, евроазиатских проектов - реконструкции БАМа, Транссиба, строительства железной дороги Беркакит (БАМ)-Якутск, их реальное госфинансирование, похоже, продолжает сокращаться. И, значит, остаётся надежда на вложения зарубежных инвесторов в эти проекты?..
Но, как показал "опыт" БАМа и ряда других, теперь уже постсоветских стальных магистралей, а также и портов, без вменяемой, чётко просчитанной программы комплексного экономического развития регионов, примыкающих к портам или железным дорогам, капвложения в транспортные проекты окажзываются "омертвлёнными". Вдобавок, примыкающие к Транссибу железные дороги на Урале и в Европейском регионе РФ тоже нуждаются, в большинстве своём, в реконструкции. Потому что именно они "выводят" продукцию дальневосточных стран в Европу (как и европейскую продукцию - доставляют в эти страны через Транссиб/БАМ). Но пока на этих полигонах работы по увеличению провозной мощности, главным образом, выборочные, фрагментарные. Хотя речь должна идти именно о сквозном модернизированном коридоре - от Находки или Зарубино до Бреста или Калининграда. Так что затруднительно ожидать "рекордных" инвестиций дальневосточных стран в транспортные проекты на Дальнем Востоке...
Да, имеются проекты новых портов в регионе (на Камчатке, Чукотке). Но разве привлекательны порты, которые не связаны с сухопутными магистралями вглубь любой страны? А таких "связок" для этих портов пока не предусмотрено. Так зачем зарубежным инвесторам вкладываться и в такие бессистемные проекты?..
И, потом, как показывает общемировая практика, крупных иновложений не может быть ещё и потому, что НЕВОЗМОЖНО достоверно предвидеть курс нацвалюты страны, которая "жаждет" этих вложений. А из-за частых курсовых перепадов кардинально меняется весь ценовой цикл экономических связей с зарубежьем - связей торговых, инвестиционных, научно-технических, как и цикл взаиморасчётов. Вдобавок, столь же часто, как курсовые перепады, меняются цены и тарифы на товары или услуги российских предприятий - партнеров иностранных инвесторов или торговых компаний . Но разве последние в этих перепадах заинтересованы?..
Казалось бы - несложный вопрос, судя по практике его решения в "тихоокеанских" США, Канаде, Австралии, КНР, схожих с РФ по размерам территории и дальности перевозок. А именно: прямое или косвенное субсидирование перевозок дальневосточной рыбной продукции в другие регионы РФ. Но, как заявил недавно глава "Росрыболовства" Илья Шестаков, вопрос этот долго обсуждался, однако субсидирования этих перевозок не будет, т.к. "в бюджете на это нет сейчас средств" . А будут ли заинтересованы те же упомянутые страны "за втридорога" поставлять, точнее - перевозить через Дальнрй Восток свою рыбопродукцию в Европейско-Уральский регион РФ? Едва ли. Хотя и торговые компании, и компании-инвесторы всегда заинтересованы в том, чтобы их продукция активнее проникала и в "глубинные" регионы страны-партнёра...
Как показывает международная экономическая статистика, зарубежным, в том числе тихоокеанским странам/компаниям-инвесторам по-прежнему выгоднее "вкладываться" в тихоокеанские регионы КНР, Австралии, в регионы "новоиндустриальных" Малайзии, Индонезии. Потому что там преобладает комплексный, тщательно выверенный подход к привлечению и национальных, и иностранных капвложений в конкретные отрасли и проекты.
Скажем, для Восточного, прежде наименее развитого региона Малайзии (на севере о. Калимантан), ещё в начале 1980-х была подготовлена развёрнутая долгосрочная программа экономического развития. С чётким, подетальным "подразделением" по конкретным отраслям, компонентам энерго- и транспортной инфраструктуры, социальной сферы и т.п. И - с учётом вариантов спроса в соседних и ряде других стран на восточномалайзийские товары и транспортные артерии/порты. А крупный международный форум по этой программе проводился пока только один раз - в 1984 году...
И что же? Этот регион Малайзии - по-прежнему в числе лидеров в Восточной Азии по темпам РЕАЛЬНОГО внутрирегионального экономического развития. Причем аналогичный подход привёл к столь же продуктивному развитию в 90-х и начале 2000-х экономики "глубинных" районов соседнего Брунея. Хотя... его территория - немногим больше территории Москвы. И ведь те же Бруней с Малайзией по нарастающей экспортируют, например, продукты глубокой переработки нефти и газа, а в РФ эта тенденция лишь недавно "стартовала"...
Замминистра экономического развития РФ Алексей Лихачев на недавней конференции по сотрудничеству с Юго-Восточной Азией (ЮВА) сказал мне, что "российской стороне целесообразно изучать уникальный опыт экономического развития ряда стран ЮВА и, соответственно, привлечения этими странами зарубежных и национальных инвестиций". Поскольку "те же вопросы всё более актуальны для восточносибирского и дальневосточного регионов страны".
Иными словом, "любовь" иностранных инвесторов или торговых компаний к каким-либо регионам - категория исключительно комплексная...
--
Алексей Чичкин
- Подробности
-
Категория: Эко экономика
-
Опубликовано 20.06.2015 09:41
-
Просмотров: 1396
Добавить комментарий