Сэр Гарри Крото: Обучение – это воспитание творческого ума

Сэр Гарри Крото: Обучение – это воспитание творческого ума - фото 1

Месяц назад впервые в российскую столицу приехал лауреат Нобелевской премии за открытие фуллеренов сэр Гарри Крото, чтобы принять участие в XII Международном конгрессе по наноструктурированным материалам NANO 2014, который проходил в МГУ с 13 по 18 июля.

Необходимо отметить, что данный форум, проходивший в рамках Года науки Россия - ЕС, собрал цвет научной элиты - нобелевских лауреатов, ведущих российских и зарубежных исследователей из Америки, Азии и Европы в сфере разработок наноматериалов и нанотехнологий.

 

В рамках Конгресса Гарри Крото выступил с лекцией в МГУ о роли и месте фуллереновых структур в современном мире, а также поделился своим видением о вызовах современного высшего образования в лекции "Educational Revolution and the Goo-You-Wiki World" студентам и преподавателям Сколковского института науки и технологий.

 

Помимо плотного графика участия в тематических секциях Конгресса Гарри Крото активно общался с представителями экологического сообщества, журналистами и редакторами различных изданий.

 

Сэр Гарри Крото сообщил, что до этого конгресса он трижды был Санкт-Петербурге, где участвовал в конференциях по фуллеренам, и поделился своими впечатлениями о российской столице, отметив, что это фантастический город с не менее фантастическими, благородными и интеллигентными людьми, но с невыносимой кучей пробок.

 

По словам Гарри Крото, фундаментальная наука в России находится на очень хорошем уровне, но у нее те же самые проблемы, которые есть у ученых всего мира - от них требуют быстрых открытий. "Я, как ученый-фундаменталист, борюсь с этим давлением изо всех сил и поддерживаю тех, кому интересно заниматься наукой как таковой. На фундаментальные исследования приходится всего 20% общего мирового бюджета, выделяемого странами на науку, при этом их вклад неоценим. Проблема фундаментальной науки в том, что ученый никогда не сможет предсказать, пойдет ли эксперимент так, как говорит выстроенная им теория. Всегда нужно оставлять место сюрпризу, который может целиком перевернуть представление об исследовании и изменить правила игры", - сказал Гарри Крото.

 

Тема санкций, направленных против России, тоже были в центре внимания бесед журналистов с сэром Крото. Он отметил, что негативно относится к санкционным мерам, прежде всего, потому, что от подобных действий страдают обычные люди.

 

Гарри Крото в своей лекции поделился личным опытом по популяризации науки с помощью сайта geoset.info, где выкладываются видеозаписи лекций нобелевских лауреатов, других известных ученых.

 

Данный проект, названный сэром Крото Geoset является глобальным образованием в науке, технологии и инженерии. В сети ученые выкладывают свои идеи в доходчивой и доступной форме.

 

Студенты и молодые ученые через сайт geoset.info выкладывают свои CV, проекты и работы, а работодатели обращаются к сайту и приглашают понравившихся им соискателей на работу в той или иной организации, а кое-кто из них получает гранты или стажировку в ведущих вузах мира.

 

По мнению сэра Гарри Крота, человечество переживает тройную революцию, которая отразилась на всем образовательном процессе. Эту революцию совершили такие ресурсы, как Google, YouTube и Wikipedia, которые до неузнаваемости изменили мир и процесс познания. Прежде всего, это относится к Wikipedia. «Представьте себе, полмиллиона человек совершенно бесплатно и добровольно делятся своими знаниями, на получение которых у многих из них ушла вся жизнь», - говорит нобелевский лауреат.


Возможность получать информацию из этого источника неоценима и для студента, и для ученого, считает Гарри Крото и добавляет, что создание Wikipedia сродни величайшему изобретению человечества - созданию печатного станка.

 

Одновременно, по мнению ученого, Википедия таит в себе и определенный риск для процесса обучения. Если можно получить в готовом виде ответ на любой вопрос в электронной энциклопедии, зачем тогда учиться? И в этом есть серьезная проблема.

 

Обучение – не есть накопление данных, это воспитание творческого ума, говорит Г.Крото. Он уверен в том, что даже самое качественное онлайн-обучение, основанное на самых продвинутых методиках, не способно заменить традиционного метода обучения, а именно живого общения преподавателя со студентом. Поэтому требуется переход в новое качество, считает ученый, когда новые технологии не заменяют традиционные методы обучения, а дополняют их. И одним из таких новых подходов и является как раз создание электронного архива видеозаписей выступлений выдающихся ученых. Чем, собственно, и занимается электронный ресурс GEOSET (Global Educational Outreach for Science, Engineering and Technology), которая со временем должна стать глобальной кладовой знаний.

 

И в этом отношении новые технологии и новые возможности, которые они создают, неоценимы для всего человечества.

Подготовил Вадим АЗАЛОВ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить