Перспективы развития экологически эффективных технологий

 Перспективы развития экологически эффективных технологий  - фото 1Круглый стол «Перспективы развития экологически эффективных технологий с учетом глобальных и национальных вызовов» прошел 27 октября на географическом факультете МГУ.

Участие в мероприятии приняли более 25 представителей научного и вузовского сообщества, реального сектора экономики, технологических платформ (ТП). Организаторами круглого стола выступили ТП «Технологии экологического развития» и Отраслевой центр прогнозирования (ОЦП) по направлению «Рациональное природопользование».

Заместитель декана географического факультета МГУ, зам.председателя Научно-технического совета Технологической платформы «Технологии экологического развития» С.А. Добролюбов в своем докладе «Перспективы экологически безопасного развития Арктической зоны» рассказал об основных эколого-географических и социально-экономических характеристиках Арктического региона, их временной динамике. Также он проанализировал проблемы организации мониторинга, прогнозирования в условиях меняющегося климата и предпринимаемые для экологически безопасного развития меры, в числе  которых – создание национального атласа Арктики, формирование системы комплексной безопасности (на базе аварийно-спасательных центров при сотрудничестве МЧС и Гидрометцентра России) и др.

Ведущий эксперт НИУ ВШЭ Л.Ю. Матич на примере нефтехимической отрасли рассказала о концепции разработки технологической дорожной карты на основе прогнозно-стратегических документов. В своем выступлении она акцентировала внимание на отсутствие связей между прогнозными и стратегическими документами, а также на возможное решение этой проблемы благодаря комплексному подходу, применяемому в технологических дорожных картах.

В ходе дискуссии участники круглого стола отметили необходимость использования различных стратегических документов, которые содержат российские прогнозные исследования. К ним относятся:

  1. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденный Правительством 25.03.2013 г.;
  2. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденный Правительством 03.01.2014 г.;
  3. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (до 2030 г.), подготовленный РАН;
  4. ГП РФ «Развитие науки и технологий» на 2013 - 2020 годы;
  5. Профильные государственные программы Российской Федерации;
  6. Приоритетные направления и критические технологии Российской Федерации;
  7. Стратегическая программа исследований Технологической платформы, тематика которой соответствует вашей специализации;
  8. Программы инновационного развития компаний с государственным участием;
  9. Стратегии развития отраслей.

По мнению А.М. Багина из НИУ ВШЭ недостаток существующих прогнозных и стратегических документов заключается в том, что постановка целей в них осуществляется исходя из сегодняшних условий, не учитывая перспективы будущего. Он отметил, что к обязательному использованию должны быть привлечены программы инновационного развития госкомпаний.

Наряду с такими ключевыми проблемами, препятствующими внедрению результатов прогнозов в управлении, как несогласованность действий ключевых министерств и ведомств и нежелание разработчиков адаптироваться под нужды заказчиков, эксперты отметили:

— Несовпадение интересов государства и бизнеса, слабую заинтересованность компаний в государственных прогнозах и стратегиях, отсутствие необходимой инфраструктуры для соответствия требованиям заказчика;

— Незаинтересованность компаний в сотрудничестве с государством; несогласованность интересов компании и государства в горизонтах планирования (наиболее актуальный для бизнеса горизонт планирования – полгода);

— Несогласованность компетенций и зон ответственности;

— Отсутствие доказательной базы; отсутствие регулирования по обновлению и формированию баз данных.

Участники круглого стола отметили, что функции мониторинга во многом могут быть сконцентрированы на технологических платформах. Были высказаны мнения о необходимости ликвидировать повторяемость научно-технологического мониторинга различными организациями. В настоящее время во многом функции мониторинга возложены на ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ.

По итогам работы круглого стола эксперты решили:

— Рекомендовать внести в прогнозно-аналитические документы обязательный раздел «Меры государственной поддержки»;

— Использовать ТП как площадку для обсуждения и продвижения экономически-обоснованных, экологически-эффективных технологических или организационных решений для удовлетворения запросов со стороны промышленности;

— Для создания центров научно-технологического прогнозирования (компании, вузы, научно-исследовательские организации и др.) максимально привлекать потенциал профильной ТП при тесном взаимодействии с экспертами Отраслевого центра прогнозирования;

— Использовать ТП для поддержки взаимодействия и коммуникации государства, науки и бизнеса.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить