Новации в сфере сохранения археологического наследия

Новации в сфере сохранения археологического наследия  - фото 1Во вторник, 13 августа в Информационном центре Правительства Москвы на Новом Арбате состоялась пресс-конференция и. о. руководителя Департамента культурного наследия города Москвы  Александра Кибовского и заместителя руководителя Департамента культурного наследия города Москвы – главного археолога города Москвы Леонида Кондрашова на тему «НОВАЦИИ В СФЕРЕ СОХРАНЕНИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ»

 

Изменений в Федеральный Закон 245 внесено много, начиная с терминологических определений, например, археологические наблюдения. Дело в том, что такие работы известны с начала археологических работ в России, но почему-то в предыдущем законодательство  термин археологическое наблюдение не вошло, все ограничилось лишь терминами археологические раскопки и археологическая разведка. Само археологическое наблюдение не связано с  проведением масштабных земляных раскопок, но оно очень важно для надзора за работой в городских пространствах, при работе с культурным слоем, когда археолог должен присутствовать при проведении земляных работ,- сообщил Александр Кибовский.

 

(Речь идет о Федеральном  законе от 23 июля 2013 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии". – ред.)

 

По новому закону объект археологического наследия, будь то памятник, ансамбль или достопримечательное место может называться таковым, если его возраст 100 лет (прежде было 40 лет).  Это относится и к понятию «культурный слой» – достопримечательное место. Прежде его возраст не устанавливался. Ныне – тоже 10 лет. И третья составляющая – археологический объект, возраст также 100 лет.   

 

Усилена ответственность за незаконные археологические работы. Закон наводит порядок в этой сфере, объясняет, что и как должно действовать, - продолжил министр правительства Москвы Александр Кибовский,-  Четко прописаны сроки, чтобы специалисты могли определить, что  найдено в земле, что это, просто исторический объект, который не имеет особой исторической ценности или найдена уникальная вещь, документ и т.д. Увеличен и срок на оформление находки с 10 дней до 30 суток. Это очень важно, поскольку в 10-дневный срок зачастую было невозможно в отдаленных районах «успеть все правильно сделать». Ранее было так – обязательства по государственной охране возникали в день обнаружения,  и требовалось уведомить об этом в течение 10 дней.  Теперь обязательства по государственной охране возникают со дня поступления в орган исполнительной власти соответствующих сведений об объекте археологического наследия. И уведомление поступает в течение 30 дней. Месячный срок дает возможность специалистам определить, что это за объект, определить его границы, степень его сохранности. И, самое главное,  состоялось возвращение в закон нормы о том, что научно-методическое руководство археологией  в РФ осуществляет Российской Академии Наук.  Так было еще при императорской АН. Однако в наше время почему-то посчитали, что археология может обойтись и без Академии, так долго и жили. Для нас это важно, поскольку тем самым обозначено,  на каких площадках должны вестись все научные и методические споры. 

 

А спорных вопросов довольно много и возникают они с завидным постоянством. Кто тот самый верховный орган, который примет решение  в отношении того или иного объекта. Например, в городской среде часто встречаются объекты с разными историческими слоями. Чтобы докопаться до самого древнего слоя, необходимо разрушить  все остальные слои.  Допустимо ли ради древнего слоя разрушать другие исторические слои? Кто будет принимать такое решение?  Чиновник? И мы рады, что теперь это все становится прерогативой ученых. И это прямо зафиксировано в ФЗ 245. Повторюсь еще раз. Нам очень приятно, что в новом ФЗ  есть очень много наших предложений, поэтому нам не приходится что-либо кардинально менять . Мы готовы к работе прямо сейчас. Еще мы рады, что нормативная база приводится в соответствие с европейской конвенцией  об охране археологического наследия. Еще в 1992 году Россия подписала эту конвенцию, но не ратифицировала. И только в 2011 году это было сделано и мы стали полноправными участниками конвенции. Ратификация  дала старт нынешним инновациям, как  на федеральном, так и региональном уровнях.   24 августа новый закон вступает в силу, и мы становимся полноправными участниками  общеевропейского, нет,  общемирового археологического процесса. Сегодня археологические нормы РФ полностью идентичны археологическим нормам другим стран и мы являемся настоящими партнерами в научном плане, уже давно наши достижения признаны мировой наукой.

 

Скажите, а если что-либо найдешь на грядке, что надо делать,  чтобы избежать преследования по закону?

 

Если любой житель нашей страны нашел у себя в огороде какую-либо историческую находку, то понятно, речь не идет о каком-либо уголовном преследовании. Такие находки, между прочим, часто случаются. Вот в Нескучном саду рядом с Парком Горького, там, где все хорошо известно, нашли орудия труда и охоты времен палеолита! Да, вот  прямо в «хоженом-перехоженом» Нескучном саду. И еще выяснилось при археологических раскопках, что Москва-река текла совсем по другому руслу, чем сейчас.  Раньше она протекала пот ой территории, на которой сейчас находится Ленинский проспект.

 

Так что же делать в случае находки, чей возраст старше 100 лет?

 

Есть главный археолог города Москвы, есть телефон Департамента культурного наследия города Москвы, если возникают какие-либо проблемы всегда можно позвонить. Более того, мэр города Москвы установил жесткие временные сроки. Где бы ни была обнаружена находка - на территории Москвы и Московской области, не позже, чем через два дня на место выезжают специалисты-археологии нашего Департамента. Они соответствующим образом актируют, фотофиксируют находку и далее с ней работают уже конкретные специалисты. Кончается та неразбериха, которая была прежде. Многие производители работ, да пи простые граждане, не были злостными нарушителями законодательства, они просто не знали, куда бежать, куда звонить и надо ли  вообще о чем-то сообщать. 

 

Обозреватель журнала "Экоград" Александр Перепечко 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить