Альянс «Чистая Арктика» приветствовал решение ИМО о запрете использования судового остаточного топлива в Арктике

   Лондон: Альянс «Чистая Арктика» поддерживает прогресс, достигнутый на прошлой неделе Международной морской организацией (ИМО) в решении вопроса о запрете использования самого грязного в мире топлива – судового остаточного топлива (СОТ) или флотского мазута – для арктического судоходства. Альянс призвал страны-участницы ИМО сделать все возможное для разработки документа по скорейшему введению запрета СОТ к 2021 году. Эту инициативу выдвинули восемь стран-участниц ИМО и поддержали другие государства во время заседания 13 апреля

  На заседании Комитета по защите морской среды (КЗМС-МЕРС72) ИМО, которое прошло в Лондоне, была достигнута договоренность о запрете использования СОТ. Страны-участницы ИМО также обсудили возможные последствия введения такого запрета. Участники заседания поручили подкомитету (ПППР 6) разработать основные положения запрета на использование и перевозку СОТ в арктическом судоходстве, «исходя из оценки последствий [этого запрета]» и «в приемлемые сроки» [1].

   «Благодаря вдохновляющим и целенаправленным действиям, которые были предприняты целым рядом стран-участниц ИМО в отношении запрета на использование СОТ в арктическом судоходстве, коренные народы и экосистемы в Арктике будут защищены от угрозы разливов топлива и последствий выбросов "черного углерода"», - заявила Шаан Прайор, ведущий консультант Альянса «Чистая Арктика», коалиции некоммерческих организаций со всего мира, взявших на себя обязательство защитить Арктику от угроз и рисков, связанных с использованием судового остаточного топлива.

   «Подобный запрет – это самый простой и наиболее эффективный способ снизить риски разливов СОТ. Мы призываем ИМО узаконить этот запрет к 2021 году. Любые оценки возможных последствий такого шага должны служить в качестве источника информации, их нельзя использовать как способ для затягивания принятия решения о запрете на СОТ. Страны-участницы должны сделать все возможное для того, чтобы любые возможные издержки, связанные с таким запретом, не возложили на жителей Арктики», - добавила Шаан Прайор.

   Предложение о запрете СОТ в арктическом судоходстве, с убедительными аргументамивыдвинули Финляндия, Германия, Исландия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Швеция и США [2]. Предложение о запрете СОТ с проведением оценки возможных последствий такого шага для жителей Арктики, выдвинутое Канадой, поддержали Австралия, Бельгия, Чехия, Дания, Эстония, Франция, Ирландия, Япония, Лига арабских государств, Польша, Португалия, Испания, Швейцария и Великобритания. Поддержка, оказанная Данией, имеет особое значение, так как это уже шестое арктическое государство, которое поддержало запрет на использование СОТ.

   «Дания стала шестым арктическим государством, поддержавшим запрет на СОТ в арктическом судоходстве. Таким образом, экологический альянс стран Арктики четко обозначил свои намерения», - заявил Каре Пресс-Кристенсен, старший консультант Датского совета по экологии. «Добившись поддержки как от правительства Дании, так и от датских судоходных компаний, мы надеемся получить еще более широкую международную поддержку запрета от других стран и прогрессивных представителей судоходной индустрии. Следующий шаг – привлечение Гренландии к дальнейшему планированию и подготовке введения запрета».

   Вернер Уилсон из Аляски , главный организатор проведения кампаний по защите океанов в экологической организации «Друзья Земли», участник Племенного совета Курюн, потомок эскимосов-юпик, коренных жителей побережья Берингова пролива, разделяющего Россию и США, сказал: «Я благодарен ИМО за поддержку решения о запрете на СОТ для защиты арктических народов и нашего традиционного жизненного уклада. В течение тысяч лет мы полагались на наши чистые воды и дикую природу. Теперь ИМО предприняла важный шаг для защиты наших людей и нашей окружающей среды».

   Несмотря на то, что во время встречи МЕРС72 часть представителей судоходной индустрии предлагали обсудить другие меры для минимизации последствий разлива топлива, которые не предусматривают прямой запрет на использование СОТ, предложение о запрете получает все большую поддержку в секторе морских перевозок. Инициативу, в частности, поддержали в Ассоциации операторов арктических экспедиционных круизов (АЕСО). Представитель норвежского оператора арктических круизов Hurtigruten призвал во время внепрограммного мероприятия Альянса «Чистая Арктика» в рамках МЕРС72 к запрету СОТ в арктическом судоходстве. Норвежская ассоциация судовладельцев и финская ледокольная компания Arctia тоже поддержали эту инициативу.

   Американское издание Politico процитировало Тора Кристиана Слетнера, главу по вопросам экологии, исследований и инноваций в Норвежской ассоциации судовладельцев, который заявил: «Давайте я поставлю вопрос таким образом: нефтяное пятно на спине самки белого медведя – это катастрофа для всего мира, для Арктики, для судоходства... Мы знаем, что от судового остаточного топлива почти невозможно избавиться, мы знаем, что в этой среде, в ледяных водах, в темноте, в условиях экстремального холода, с этими огромными расстояниями, разливы СОТ в воде могут иметь очень серьезные последствия» [3].

 

О судовом остаточном топливе


   На судовое остаточное топливо, которое используется в судоходстве и приводит к загрязнению окружающей среды, приходится около 80% всего мирового судового топлива. Климатические изменения приводят к повышению зимних температур и таянию льда, делая арктические воды более доступными для судоходства. По мере таяния льдов, все больше судов под флагами неарктических государств, использующих СОТ, будут появляться в арктических водах в поисках более коротких маршрутов. Это, в сочетании с тем, что все больше судов под флагами арктических государств начинают появляться в ранее недоступных местах, значительно повышает риск разливов СОТ.

   Порядка 75% всего судового топлива, используемого сейчас в Арктике приходится на СОТ; больше половины судов, которые используют СОТ, ходят под флагами неарктических государств, которые не имеют практически никакого отношения к Арктике. (Также смотрите: Пять справочных документов об использовании судового остаточного топлива в Арктике).

   Судовое остаточное топливо, которое уже запретили в Антарктике, очень медленно разлагается в холодных водах и от него практически невозможно избавиться в случае разлива. Разливы этого топлива несут долгосрочные разрушительные последствия для коренных народов Арктики, их жизнедеятельности и морских экосистем, от существования которых они зависят. Использование СОТ также приводит к большому количеству выбросов вредных веществ, которые загрязняют воздух. Речь идет об оксиде серы и твердых сажевых частицах («черный углерод»). Они гораздо более вредны для окружающей среды в сравнении с альтернативными источниками топлива (к примеру, с легким дистиллятным топливом и сжиженным природным газом (СПГ)). Выбросы «черного углерода», происходящие в северных широтах, оказывают значительное влияние на потепление климата. В арктическом регионе потепление происхюжными широтами, к примеру, тропиками.

   Достигнутое сегодня соглашение стало логическим продолжением соглашения, заключенного на заседании КЗМС в июле 2017 года. Тогда страны-участницы решили приступить к «разработке мер, направленных на уменьшение риска использования и перевозки судового остаточного топлива в арктическом судоходстве». Альянс «Чистая Арктика» приветствовал это решение, подчеркнув, что запрет на использование и перевозку топлива судами в Арктике – это самый простой и наиболее эффективный способ минимизировать последствия использования СОТ.

 

Россия и Канада

Россия:

   На данный момент, Россия не поддержала запрет на СОТ в Арктике. Несмотря на это, Альянс «Чистая Арктика» отмечает, что российская государственная судоходная компания «Совкомфлот» публично заявила о небходимости отказа от использования топлива на основе нефти. Еще одна российская компания, поставщик судоходного дизельного топлива для «Газпромнефти» собирается приостановить использование топлива на основе нефти с 2025 года.

Канада:
 Канада заинтересована в изучении возможностей снижения рисков и последствия использования СОТ в Арктике. Страна также занимается исследованием возможных последствий запрета для населения Арктики. Канада первоначально поддержала «свертывание» использования СОТ и предложила начать работу над уменьшением рисков от использования СОТ на встрече МЕРС71 в 2017 году. В то же время, власти Канады пока не приняли окончательного решения о поддержке запрета СОТ в Арктике.

   В статье «Канада не поддержала запрет на использование “грязного топлива” в арктическом судоходстве», опубликованной 5 апреля, Эндрю Дамбрилль из WWF (этот фонд входит в Альянс «Чистая Арктика») раскритиковал власти Канады за то, что правительство «сидит, сложа руки».

   В публикации говорилось, что «Канада... хочет задержать [введение запрета на СОТ]. Канада присоединилась к Маршалловым островам – это одно из самых популярных мест в мире для регистрации судов – при подаче просьбы замедлить введение запрета в силу до полного завершения изучения экономических и прочих последствий такого запрета для жителей Арктики».

   «Дамбрилль говорит, что до 2021 года есть еще три года – этого времени достаточно для разработки плана, который позволит избавиться от «самого грязного, самого дешевого, самого тяжелого топлива на планете», не возлагая при этом бремени на жителей Севера».

   11 апреля 2018 года на сайте Международного радио Канады опубликовали статью под названием «Инуитская правозащитница обвиняет власти Канады в умышленном затягивании установления запрета на грязное топливо в Арктике»

   Соглашаясь с тем, что «случайные разливы нефти в водах Арктики остаются самой значительной угрозой в арктическом судоходстве», Оттава призывает ИМО изучить «экономические и прочие последствия для жителей Арктики, связанные с ограничением или прекращением использования СОТ в арктических водах».

   «Оттава должна перестать затягивать решение вопроса и согласиться с запретом на использование СОТ в арктическом судоходстве», - говорит правозащитница и писатель Шейла Уотт-Клотье, которую в 2007 году номинировали на Нобелевскую премию мира. Она выступает против позиции канадских властей, которые хотят учесть «экономические и прочие последствия для жителей Арктики, связанные с ограничением или прекращением использования СОТ в арктических водах».

   «Это одна из самых больших угроз, так как судовое остаточное топливо чрезвычайно токсично. Конечно, возможные утечки и попадание этого топлива в нашу арктическую морскую систему смертельны для нас», - сказала Уотт-Клотье в интервью по телефону из Лондона, где она участвовала в панельной дискуссии по этому вопросу во внепрограммном мероприятии на встрече МЕРС.

   Здесь можно ознакомиться с текстом выступления Шейлы Уотт-Клотье на встрече МЕРС ИМО 10 апреля 2018 года.

Хронология событий:
   КЗМС-МЕРС72, июль 2017 года: участники встречи согласились «рассмотреть принятие мер по сокращению рисков использования и перевозки судового остаточного топлива в арктическом судоходстве». Реакция Альянса «Чистая Арктика».

   9 апреля 2018 года: Страны-участницы Международной морской организации должны поддержать запрет на использование судового остаточного топлива в Арктике

   13 марта издание Foresight Climate and Energy Business сообщило, что один из документов, совместно представленный Финляндией, Германией, Исландией, Нидерландами, Норвегией, Швецией и США, призывает к запрету на использование СОТ. 20 марта на сайте Radio Canada International появилась публикация «Канада собирается ослабить предложение Финляндии о запрете на загрязняющие окружающую среду виды топлива в Арктике». В публикации цитировался документ, представленный на МЕРС:

   «Один-единственный разлив СОР может привести к разрушающим и долгосрочным последствиям для хрупкой арктической морской и прибрежной среды», - говорится в предложении Финляндии. «Кроме того, арктическое судоходство ожидаемо продолжит расти, что увеличивает риск разливов. По этим причинам запрет на СОР должен быть введен как можно скорее, и любые отсрочки запрета на использование СОР для судов, подходящих под соответствующие требования, должны быть краткосрочными».

Международная поддержка запрета

   100 судоходных компаний, операторов арктических круизов, портов, компаний, исследователей, неправительственных организаций, писателей и политиков поставили свои подписи под «Арктическими обязательствами», масштабной гражданской инициативой с призывом о запрете на использование судового остаточного топлива (СОТ) в Арктическом судоходстве. Соглашение было подписано в январе 2017 года в норвежском городе Тромсе.

   Цель «Арктических обязательств», инициаторами принятия которых были Альянс «Чистая Арктика» и норвежский оператор арктических круизов «Хуртигрутен», заключается в защите жителей Арктики и арктических экосистем от рисков, связанных с использованием судового остаточного топлива. В документе содержится призыв к Международной морскую организации (ИМО) запретить использование и перевозку СОТ в арктическом судоходстве.

  Здесь можно ознакомиться с текстом «Арктических обязательств», под которыми поставили подписи британский писатель Джордж Монбио, шведская компания IKEA, немецкие и исландские порты, турагентство Lindblad Expeditions, пловец и защитник океанов в Программе ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП) Льюис Пуг, полярники Лив Арнесен и Энн Банкрофт, Сэр Рануф Фиеннес, Пен Хэдоу и Алан Хьюберт.

Об альянсе «Чистая Арктика»

   Следующие некоммерческие организации входят в альянс «Чистая Арктика», который работает над введением запрета на СОТ в качестве судового топлива в арктическом регионе:

   «Лига защиты дикой природы Аляски», «Беллона», «Оперативная группа за чистый воздух», Датский экологический совет (DEC), «Фонд экологии и развития (ECODES)», «Агентство по изучению окружающей среды», «Европейский климатический фонд (ECF)», «Друзья Земли (FOE)», «Гринпис», «Исландская ассоциация охраны природы (INCA)», «Союз охраны природы и биоразнообразия», «Сохранение океана», «Pacific Environment», «Seas at Risk», Фонд «Surfrider Europe», «Stand.Earth», «Transport & Environment» и Всемирный фонд дикой природы (WWF).

 

 

 

Альянс «Чистая Арктика»

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить