Внесение изменений в Закон о налогообложении имущества крупнейших торговых и офисных объектов, исходя из их кадастровой стоимости

 Внесение изменений в Закон о налогообложении имущества крупнейших торговых и офисных объектов, исходя из их кадастровой стоимости   - фото 1

 

 

29 апреля на Заседании Правительства Москвы руководитель Департамента экономической политики и развития города предложил внести изменения в Закон о налогообложения имущества крупнейших торговых и офисных объектов, исходя из кадастровой стоимости, основанные на анализе правоприменения по итогам первого квартала 2014 года.

Как известно, с 1 января 2014 года Налоговым кодексом РФ установлено право субъектов Федерации переходить к исчислению налога на имущество организаций от кадастровой стоимости в отношении торговых и офисных объектов. В целях недопущения одномоментного резкого роста налоговой нагрузки на указанные объекты по предложению Правительства Москвы Мосгордума приняла Закон города, согласно которому: во-первых, переход к исчислению налога от кадастровой стоимости с 2014 года был осуществлен только для бизнес-центров и торговых центров площадью более 5 000 кв. м, расположенных на земельных участках торгового и офисного назначения, а, во-вторых, ставки были установлены на максимально низком уровне. Более того, для большей предсказуемости своей налоговой политики Правительство Москвы внесло, а Мосгордума законодательно одобрила горизонт роста ставок на 5-летнюю перспективу:

- 2014 г. – 0,9% (при максимально возможной ставке 1,5%);

- 2015 г. – 1,2% (при максимально возможной ставке 1,7%);

- 2016 г. – 1,5% (при максимально возможной ставке 2,0%);

- 2017 г. – 1,8% (при максимально возможной ставке 2,0%);

- 2018 г. – 2,0% (при максимально возможной ставке 2,0%).

Более того, в целях поддержки малого бизнеса и социально значимых объектов в Закон города были внесены дополнительные льготы. Речь, в частности, идет о вычете малому бизнесу в 300 кв. м, если предприятие существует не менее трех лет и реально работает (численность сотрудников не менее 10 человек, выручка на одного работника не менее 2 млн. рублей), а также о том, что организациями медицинской и образовательной деятельности, научными организациями, действующими в торгово-офисных центрах, налог уплачивается в размере 25%.

Анализ ситуации в первом квартале текущего года Департамент экономической политики и развития Москвы провел с привлечением налоговых аналитиков и экспертов. Так, общая площадь указанных объектов составляет 31,96 млн. кв. м.

«Проведенный анализ показал, что в целом организации были готовы к предсказуемой и широко обсуждавшейся логике внесённых изменений в федеральное налоговое законодательство,- отметил Максим Решетников.- Более того, почти для четверти собственников, являющихся добросовестными налогоплательщиками, снижение Москвой рекомендуемых ставок до 0,9 процента привело к ощутимому снижению выплат по имущественному налогу, которые ранее рассчитывались по ставке 2,2% от балансовой стоимости. Речь, разумеется, идет о тех объектах, балансовая стоимость которых не была искусственно занижена и максимально приближалась к рыночной».

Вместе с тем, уточнил Министр, анализ выявил наличие нескольких системных факторов, ведущих к снижению доходного потенциала Москвы по данному налогу в 2014 году. В первую очередь, это касается распространения «серых» схем, позволяющих выводить обозначенные объекты из-под действия закона. По самым скромным подсчетам это почти четверть от общей площади объектов. Так, например, собственниками более5 млн. кв. м. (15,7% от общей площади объектов) выступают физические лица, не являющиеся плательщиками налога на имущество организаций. В этой связи обращают на себя внимание факты перерегистрации офисных центров на отдельных граждан, пользующихся льготами.

 Опыт также показал, что существенную часть объектов и помещений в них собственники раздробили между компаниями, использующими упрощенную систему или применяющими налоговые льготы (2,3 млн. кв. м. или 7,2%). При этом оказалось, что в Москве зарегистрированы крупные, под 20 тыс. кв. м, объекты, использующие упрощенную систему налогообложения, введенную для малого бизнеса. При условии, что стоимость подобных объектов превышает 5 млн. долларов, понятно, что ни о каком малом бизнесе речь здесь не идет.

 Многие из приведенных схем уже не смогут работать в городе, начиная уже со следующего года, подчеркнул Максим Решетников. Благодаря федеральным законодательным инициативам удалось «закрыть лазейки» в налоговом законодательстве. Таким образом, с 2015 г. тема, дискредитации малого бизнеса столицы будет закрыта.

С учётом приведённого анализа ДЭПиР предлагает внесение изменений в действующее городское законодательство. Главное изменение – внесение уточнений, без которых под действие новой системы с будущего года подпадали все без исключения объекты торгово-офисной недвижимости. Определено, что максимальной «планкой» для таких объектов станет площадь в 2000 кв. м и выше. По мнению налоговых аналитиков, этот шаг представляется оправданным, исходя из более высокой доли полезных площадей, характерной для объектов от 2 до 5 тыс. кв. м по сравнению с большими помещениями. Предполагается, что переход к применению налога от кадастровой стоимости в их отношении должен привести к экономически более справедливому распределению налоговой нагрузки и выравниванию ее уровня между различными категориями объектов.

Во-вторых, помимо торгово-офисных центров, расположенных на земельныхучастках профильного использования, к сфере применения закона с 2015 года отнесены объекты делового или коммерческого назначения на земельных участках с иным разрешенным использованием. Речь о тех из них, которые по факту используются как офисы. Иными словами, основным критерием должно выступать именно фактическое использование объекта. В отношении таких объектов устанавливается нижний порог также в 2000 кв. м.

В-третьих, предлагается отнести к облагаемым налогом по новой системе объектам встроенно-пристроенныенежилые помещения - крупные магазины, расположенные в стилобатах, площадью свыше 2000 кв. м. Такое изменение, направлено на выравнивание уровня налоговой нагрузки в отношении крупных отдельно стоящих и интегрированных объектов.

Ожидается, что внесение предложенных поправок позволит существенно ограничить использование «серых» схем уклонения от уплаты налогов со стороны недобросовестного бизнеса и повысит эффективность использования городского пространства, а также принесет в бюджет города дополнительно до 10 млрд. рублей. Особо подчеркивается также, что  вносимые изменения не затрагивают существующие льготы по уплате налога для социально значимых объектов и реальных представителей малого бизнеса.

«Мы неоднократно говорили о важности имущественного налогообложения как эффективного регулятора развития города,- указал в своем выступлении М. Решетников.- И сейчас мы впервые предлагаем опробовать этот регулятор не только в фискальных целях, но и для создания комфортной городской среды. Так, одновременно с переводом на уплату налога от кадастра всех торгово-офисных объектов в пешеходных зонах, мы предлагаем поддержать предприятия общественного питания, примыкающие к пешеходным зонам, введением для них льготной ставки в размере 0,1% от кадастровой стоимости имущества. Это позволит не просто сменить приоритеты для собственников зданий, но увеличит количество самых разнообразных ресторанов и кафе, существенно повысит привлекательность пешеходных зон для москвичей и гостей города».

В связи с обращением депутатов Мосгордумы от фракции «Единая Россия»,  Мэр Москвы Сергей Собянин поручил скорректировать нормы данного законопроекта, увеличив минимальную площадь объектов, которые будут облагаться налогом по кадастровой стоимости с 2 до 3 тысяч квадратных метров, а льготную ставку распространить как на объекты торговли и общепита, так и на гостиницы, расположенные и/или примыкающие к пешеходным зонам столицы. Откорректированный законопроект, до конца апреля, будет внесён в Московскую городскую Думу.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить