Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама

Учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама - фото 1Положение учителя в современной школе на протяжении многих лет одна из самых обсуждаемых тем в нашем обществе и по прежнему - самых нерешенных. И это при том, что немало усилий прикладывается и немало денег выделяется правительством в масштабе страны на решение насущных проблем школы. Но в положении учителя практически ничего не меняется. Как говорится, а воз и ныне там.

 

Прав был итальянский писатель ХIX века Джавани Руффини, сказав, что учитель – свеча, которая светит другим, сгорая сама. Так и хочется перефразировать данное выражение. Учитель, играющий в жизни каждого человека немаловажную роль, при этом имеет низкий социальный статус, что в свою очередь порождает массу других сопутствующих этому проблем.

 

Если кому-то довелось ознакомиться с Рекомендациями о положении учителей, которые были приняты Специальной межправительственной конференцией о статусе учителей в Париж более полувека назад (5 октября 1966 г.), тот наверняка задумывался, а почему в России отношение к одним и тем же вещам с точностью до наоборот. Среди частей этого документа имеется раздел: Заработная плата учителей. Там на самом деле много и других не менее интересных разделов, но этот особенно интересный, потому что затрагивает сферу жизненно важных интересов - материальных. И если раньше, как-то вслух было непринято и неудобно об этом говорить, но эта сфера, надо признать, для многих людей всегда являлась существенной.


Итак, привожу дословно, что же там говорится о т.н. заработной плате учителей:

 

114. Среди различных факторов, влияющих на положение учителей, особое внимание должно уделяться заработной плате, поскольку в современных условиях другие факторы, такие, как положение в обществе, уважение к их профессии, в значительной степени зависят, как и в отношении других подобных профессий, от их экономического положения.


115. Заработная плата учителей должна:


a) соответствовать значению педагогической деятельности, а следовательно и самих учителей для общества, а также другим обязанностям, которые возлагаются на них с началом педагогической деятельности;


b) быть, по меньшей мере, соразмерной заработной плате, выплачиваемой лицам других профессий, требующих аналогичной или эквивалентной квалификации;


c) предоставлять учителям средства, обеспечивающие им самим и их семьям удовлетворительный жизненный уровень и дающие возможность повышать свою квалификацию путем продолжения образования и повышения культурного уровня;


d) учитывать тот факт, что определенные должности требуют более высокой квалификации, большего опыта и налагают большую ответственность...

 

Интереснейший на самом деле документ, который стоит прочитать полностью, особенно преподавателям. По крайней мере, будут знать, к чему можно стремиться. Кстати, с документом каждый может ознакомиться на Российском общеобразовательном портале.

 

Но хочется также отметить, что высокая престижность в развитых странах профессии учителя заключается не только в материальном содержании, но и в его особом социальном статусе, уважении к нему и его труду.

 

Случайно в интернете наткнулся на дипломную работу, видимо, выпускника педагогического вуза, где было расписано, что современный УЧИТЕЛЬ должен. Это был серьезный и внушительный список того, к чему должен стремиться преподаватель, каким идеальным должен быть, что из себя представлять. Думаю, меня не поймут читатели, если я приведу здесь дословно эту часть дипломной работы. Но наверняка многие догадываются, о чем там идет речь, потому что перед глазами живые примеры родных преподавателей, которые невзирая на нищенскую зарплату все равно приходили и приходят в школу, несут знания, воспитывают личным примером и надеются, что государство и общество когда-нибудь все-таки оценят их.

 

Вагиф АДЫГЕЗАЛОВ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить