О важности учета природного капитала

 О важности учета природного капитала  - фото 1

 

(выдержки из отчета «Природный капитал: очевидность, упускаемая из виду»)

В XXI веке природный капитал станет настолько же важным вопросом для бизнеса, насколько в XX веке было обеспечение достаточных объемов финансового капитала. Природный капитал лежит в основе всех других форм капитала, включая финансовый, ведь в конечном итоге все наше существование зависит от него.

Говоря о природном капитале, мы имеем в виду составные части природы – леса, реки, почву, океаны, которые прямо или косвенно представляют ценность для людей.  Сюда относятся как элементы живой природы (например, рыбные ресурсы), так и неживой (минералы), возобновляемые и невозобновляемые ресурсы. Природный капитал лежит в основе всех других видов капитала и является основой процветания любой экономики и любого общества.

При этом природный капитал и наша от него зависимость по большей части не отражаются ни на состоянии банковских счетов компаний, ни на том, какие решения принимают их руководства. Как можно упускать из виду что-то столь основополагающее?  На это есть ряд комплексных причин:

1. Вся наша экономика и финансовая система исходят из ошибочного представления о неограниченности ресурсов и неизменной уравновешенности природной экосистемы.

2. В нашем мышлении и поведении мы слишком часто ориентируемся на чисто финансовые критерии прогресса и «успеха», такие как внутренний валовый продукт, выручка, прибыль, поток денежных средств и прибыль на акцию.

3. Структура отчетности в ее нынешнем виде исторически формировалась в то время, когда предполагалось, что природное изобилие будет продолжаться вечно.

4. Наши бизнес-модели и методы ведения бизнеса не отражают того факта, что бизнес является составной частью более обширной и сложной системы.

5. К сожалению, подавляющее большинство компаний ориентируются на краткосрочные результаты, как правило отражаемые в ежеквартальных и годовых отчетах.

6. Вероятно, самое главное: у нас нет моделей и систем, необходимых для учета связи между показателями использования природного капитала, стратегией компании и показателями эффективности бизнеса.

Несмотря на многочисленные научные доказательства грядущего кризиса, эти принципы ведения бизнеса по-прежнему превалируют. Согласно докладу Международного фонда дикой природы «Живая планета - 2012», каждый год мы тратим на 50% больше ресурсов, чем планета может восстановить за этот период. Более того, темпы истощения увеличиваются. По приблизительным прогнозам, за период с 2009 по 2035 год энергопотребление вырастет на 55%. К 2030 году население планеты составит около 8 млрд, из которых 3 млрд – новые представители среднего класса, стремящиеся наслаждаться всеми соответствующими благами цивилизации.

Если мы ничего не предпримем, то к 2030 году для существования нам будут нужен природный капитал, объем которого эквивалентен двум планетам Земля. Этот темп сохранится, если расходовать капитал земли, вместо того чтобы «жить с доходов». Как указывают авторы книги «Естественный капитализм: грядущая промышленная революция», «то, что можно охарактеризовать как “промышленно развитый капитализм”, само по себе в полной мере не соответствует своим собственным принципам учета. В рамках такого подхода происходит растрата капитала и эти средства называют доходом. Самому значительному капиталу – природным ресурсам и живым системам – не приписывается никакой ценности».

Кризис природного капитала создает для бизнеса как материальные риски, так и новые возможности в краткосрочной и долгосрочной перспективах. Для организаций, которые будут игнорировать этот вопрос и не смогут приспособить свою бизнес-модель к экономической реальности истощения природного капитала, кризис может выразиться в снижении доходов, а в худшем случае встанет вопрос о дальнейшей работе компании.

В 2013 году компания Unilever сообщила о том, что воздействия изменений климата, в виде засухи и наводнений, обходятся ей в 300 млн евро в год. При этом то, как мы обходимся с нашими запасами природного капитала, также является одним из важнейших источников коммерческих возможностей в XXI веке. А потому связь между созданием ценности и природным капиталом требует внимательного рассмотрения, а также контроля и учета на уровне руководства компаний, с участием множества различных заинтересованных сторон, включая акционеров.

Согласно отчету, представленному в 2013 году экспертами Объединения по проблемам природного капитала (Natural Capital Coalition), 100 самых серьезных экологических последствий человеческой деятельности ежегодно обходятся мировой экономике примерно в $4,7 трлн. В отчете говорится о том, что, если бы − при помощи рыночных механизмов, особых постановлений или налогов − осуществлялась интернализация экологических издержек, связанных с коммерческой деятельностью компаний, прибыльность половины действующих корпораций оказалась бы под вопросом. Так, например, недостаток воды привел бы к «серьезным» или «катастрофическим» последствиям для 40% из списка 100 крупнейших компаний США.

В 2012 году по результатам 5-й конференции, посвященной общему состоянию окружающей среды, Global Environment Outlook, проводимой в рамках Программы Организации Объединённых Наций по окружающей среде (ЮНЕП), был сделан вывод о том, что успех бизнеса в будущем в таких отраслях, как  транспорт, туризм, финансы и продовольствие, будет зависеть от способности управлять рисками, которые ставят перед компаниями такие явления, как изменения климата, истощение природных ресурсов, снижение биоразнообразия и экстремальные погодные условия. По оценкам экспертов ЮНЕП, в одной только фармакологической отрасли снижение биоразнообразия и последующее вымирание некоторых видов растений может приводить к упущению одной важной возможности в разработке лекарств раз в два года.

«Компании, которые стремятся справиться с такими трудностями, имеют лучшие шансы преуспеть и сохранить свою конкурентоспособность в этом быстро меняющемся мире, где такие факторы, как климатические изменения и сокращение доступности природных ресурсов, например воды, определят прибыль и потери компаний в будущем, а также появление новых рынков», – сказал исполнительный директор ЮНЕП Ачим Стайнер.

Согласно финальному отчету организации Целевой группы по экосистемам и рынкам (Ecosystems Markets Taskforce), созданной Министерством окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства Великобритании и находящейся под руководством сэра Иэна Чешира, генерального директора группы Kingfisher, сейчас формируется образ новой экономики, экономики, которая позволяет учитывать реальную ценность природы в рамках бизнес-моделей:

«Такой новый подход к бизнесу направлен на то, чтобы принимать во внимание реальную ценность природы… Эти компании обращают внимание не только на рыночную стоимость природных ресурсов, но также сами определяют ценность услуг, «оказанных» им природой, и стремятся сделать так, чтобы прежде скрытая ценность природных ресурсов и связанных с ними услуг находила отражение в их бизнес-модели. В результате бизнес этих компаний становятся более гибким, повышается эффективность управления рисками и основное внимание уделяется построению правильных отношений с клиентами и партнерами и укреплению имиджа. Для экономики в целом такой сдвиг в понимании означает ускоренное развитие инноваций, а также повышенную устойчивость и благоприятную конкурентную среду».

Вместе с ростом спроса  на экологически-устойчивые продукты и услуги и истощением природных ресурсов, компании, которые раньше других отреагируют на меняющуюся ситуацию, без сомнения, получат преимущества в рамках конкурентной среды будущего.

На данный момент лишь немногие компании занимаются оценкой или учетом рисков и возможностей, связанных с использованием ими природного капитала. Как правило, компании и их инвесторы функционируют, как будто бы они существуют отдельно от природы, а не являются неотъемлемой ее частью.

К счастью, некоторые компании в своей работе учитывают проблему истощения природных ресурсов. Одной из таких компаний является розничная сеть товаров для домашнего ремонта Kingfisher. Каждый год нужды компании в древесине обеспечиваются поставками деревьев из лесного массива, по площади равного Швейцарии. Целью компании является «выйти в плюс» в четырех ключевых сферах бизнеса таким образом, чтобы к 2020 году объем возобновления лесных массивов превышал объем потребления лесоматериалов, а все поставки осуществлялись только экологично-управляемых источников, сертификация многих из которых будет проводиться индивидуально. Компания уже на 89% достигла своей цели по ответственному подбору поставщиков лесоматериалов и принимает активное участие в проектах, направленных на создание новых районов устойчивого лесоустройства, обеспечивающих учет будущих потребностей в древесине. Чтобы полностью реализовать свои планы, компании Kingfisher понадобится ввести целую систему подсчета использования древесины, сертификации и стратегического подбора поставщиков. И несложно представить, как все это может быть связано с финансовыми показателями бизнеса.

Пример компании Kingfisher показывает, как постановка количественно выражаемых целей в контексте зависимости от природного капитала, а также оценка того, насколько эти цели достигаются, позволяет выявлять риски и возможности, связанные с цепью поставок, повышать безопасность поставок и предоставлять заинтересованным сторонам, включая инвесторов, информацию, благодаря которой можно оценить способность организации создавать ценность на протяжении длительных периодов времени.

Комментарий:

Доктор Дороти Максвелл (DorothyMaxwell), исполнительный директор NaturalCapitalCoalition:

«На данный момент при принятии бизнес-решений многие издержки и выгоды, связанные с реализацией концепции устойчивого развития, просто не учитываются. Финансовая оценка плюсов и минусов такой политики позволяет прагматично взглянуть на ситуацию и понять риски и возможности, которые открывает бизнесу такой подход. Отчет с очевидностью показывает, что компании, которые не смогут приспособиться к условиям ограниченных ресурсов и растущей необходимости в устойчивом росте, потеряют свою конкурентоспособность, ведь в результате все более строгого законодательства, ограниченных поставок и влияния фактора потребительского выбора станет понятна истинная ценность этих ресурсов». 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить