Инженеры на атомной электростанции в Фукусиме готовятся извлечь первые топливные стержни из поврежденного отсека одного из реакторов. Всего стержней там более тысячи.
Для стабилизации обстановки на объекте это необходимый, но рискованный шаг. Сейчас стержни находятся в бассейне-хранилище четвертого блока атомной станции, но их состояние вызывает опасения.
Топливные стержни были повреждены в результате взрыва на станции, последовавшего за мощным землетрясением и цунами в марте 2011 года.
Перемещение их в безопасное место с самого начало было заявлено в качестве приоритетной задачи, но сделать это стало возможно только после многих месяцев восстановительных работ на станции и тщательного планирования.
Один из высокопоставленных японских чиновников сказал мне: «Это будет очень сложно. Но мы должны это сделать».
Экстренные меры
Топливные стержни — это четырехметровые трубы, внутри которых находятся урановые «таблетки». Возможно, некоторые из них были повреждены в результате аварии.
Когда цунами достигло японского берега, вода затопила дизельные генераторы, служившие резервными источниками питания для реакторов. На трех реакторах произошло расплавление ядерных топливных элементов.
По случайному совпадению, в это время проводилось техническое обслуживание четвертого блока, а потому все его топливные элементы находились в хранилище. Тем не менее, из-за повышения температуры в соседнем реакторе в четвертом блоке вырос уровень водорода, что, как полагают, и привело к взрыву.
Сразу после этого возникли подозрения, что взрыв повредил хранилище четвертого блока. В качестве экстренной меры власти решили задействовать вертолеты и пожарные системы для доставки воды к хранилищу. Во что бы то ни стало, уровень воды в хранилище нужно было сохранить прежним.
Ключевой принцип безопасности на атомной станции состоит в том, чтобы топливо постоянно находилось под водой. Контакт с воздухом приводит к повышению температуры в реакторе и началу неуправляемых процессов.
Операция по извлечению топливных стержней будет очень непростой.
Представитель министерства экономики, торговли и промышленности (МЭТП) сообщил мне, что топливные стержни будут подниматься отдельными порциями по 22 штуки в контейнерах, наполненных водой.
Сделано это будет с помощью нового подъемного крана, установленного недавно вместо разрушенного старого.
Насколько я понимаю, извлечение каждой порции стержней займет от семи до десяти дней.
Два главных вопроса на сегодняшний день — повреждены ли стержни и, соответственно, вероятна ли утечка топлива, а также сохранят ли контейнеры герметичность, так чтобы стержни ни при каких условиях не контактировали с воздухом.
МЭТП признает: риск существует. Возможна утечка радиации. Кроме того, поднимаемые контейнеры могут сорваться и упасть.
Министерство уверяет, что подготовлено все, чтобы возможные проблемы можно было быстро и эффективно решить. Предусмотрены дополнительные тросы, чтобы держать груз, а также механизмы, которые будут задействованы в случае перебоя в подаче электроэнергии.
Компания Tepco, которой принадлежит станция, выпустила информационную справку о реализованных мерах безопасности. Был укреплен сам топливный бассейн. Кроме того, используемые в операции подъемные краны рассчитаны на вес до тонны, хотя контейнеры с порцией стержней не могут весить более 450 кг.
Проведенные тесты показали, что в случае, если контейнер упадет, он сохранит герметичность, хотя, вероятно, будет деформирован.
Топливные стержни будут размещены в новом общем хранилище с системой охлаждения.
Уверенности нет
МЭТП сообщает: «Общее хранилище планируется использовать в течение долгого времени — от 10 до 20 лет. Оно будет укреплено на случай возможных в будущем землетрясений и цунами».
В справке Tepco написано, что стержни проверят на наличие признаков повреждений. Во время аварии в хранилище попали обломки и мусор, так что риски вполне реальны.
По заверениям Tepco, пока что были обнаружены только минимальные повреждения стрежней. При этом коррозия не привела к разгерметизации топливных элементов.
Однако реальное положение вещей можно будет оценить только после начала операции.
Представитель организации по контролю над использованием атомной энергии в Японии говорит: «Видеоинспекции показывают, что стержни в удовлетворительном состоянии, однако, мы пока что не можем быть уверены на сто процентов — кто знает. Четвертый блок — зона особого риска, потому что все стержни во время аварии находились в хранилище».
Если эта операция пройдет успешно, то инженеры займутся блоками 1, 2 и 3.
По сообщениям МЭТП, несмотря на то, что температура во всех реакторах в какой-то момент была выше нормы, сейчас ситуация стабилизировалась.
В блоках 1 и 2, по данным приборов, в первичной защитной оболочке ядерного реактора остается вода. Это позволяет предположить, что расплавленные топливные стержни не пробили этот заградительный барьер.
В блоке 3 слишком высок уровень радиации, а потому такие показания снять нельзя. Тем не менее, судя по данным с корпуса высокого давления реактора, можно предположить, что здесь ситуация такая же.
Между тем, повышенное беспокойство вызывает попадание зараженной воды в Тихий океан.
Tepco не будет информировать общественность о точном времени проведения операции. До сих пор реакция концерна на последствия аварии подвергалась серьезной критике, и нет сомнений что внимание к нынешней операции будет самым пристальным.