Коммуникации для строительства Исаакиевского собора: новая достопримечательность или ларек со слойками?

 Коммуникации для строительства Исаакиевского собора: новая достопримечательность или ларек со слойками? - фото 1

«Копать или не копать?» Есть города, для которых этот вопрос совсем не риторический. В городах — центрах всемирного наследия — каждая новая стройка или реконструкция становится темой для яростного обсуждения.

Как в свое время возмущались парижане строительством Эйфелевой башни! Да, башня прижилась, стала главным символом французской столицы: но обеспокоенность парижан был более чем правильной. В городах-памятниках реконструкция даже одного объекта может привести к непредсказуемым последствиям. Печально известный итальянский диктатор Муссолини, пытаясь возродить в столице фашистского государства «величие Древнего Рима», отдал приказ отправить под снос тысячи зданий, церквей и монастырей Рима папской застройки. Если с остальными деяниями этого политического лидера история разобралась по справедливости (он был повешен итальянскими же повстанцами), то это — как раз таки самое спорное. Миллионы туристов теперь могут пройти теми же тропами, что Гай Юлий Цезарь, Август и Цицерон — но ведь папы римские благоустраивали свой город всеми силами, и там однозначно были памятники культуры...
Простите столь длинный исторический экскурс. Связан он с тем, что есть в нашей стране город, который даже самыми яростными ее врагами (страстно желавшими именно его задавить голодом и стереть с лица Земли) признается объектом всемирного культурного наследия. Санкт-Петербург — Петроград — Ленинград, он же «Северная столица», «Северная Венеция» и «Северная Пальмира». Мы видим по телевизору, что нелюди из «Исламского государства» творят с сокровищами той Пальмиры, Ближневосточной. «Отними у народа историю - и через поколение он превратится в толпу, а еще через поколение им можно управлять, как стадом» - так говорили фашистские вожди, разрушая церкви и монастыри, памятники и музеи, увозя культурные ценности с оккупированных территорий, надеясь сделать безвольными рабами русский, украинский, белорусский, все народы СССР и других государств, сражавшихся против фашистской неволи. Вот какова настоящая цена памятников искусства! Это наша независимость и свобода, во всех смыслах слова. Именно поэтому «Северную Пальмиру» - единственную оставшуюся, к тому же и нашу, будем беречь вдвойне.
До последнего времени сохранять исторический облик Петербурга — Ленинграда все-таки удавалось. Огромная заслуга в этом Дмитрия Сергеевича Лихачева, который отстаивал исторический центр города. Гораздо свежее вспоминается несостоявшаяся постройка «Охта-центра», призванного стать главной резиденцией будущего «Газпром Сити». Жители города на Неве и культурная общественность проявили невиданную для нашего времени протестную энергию. В итоге административный комплекс «Газпрома» будет перенесен в «Лахта-центр», в Приморский район, на удалении от памятников Всемирного наследия. Вот такой это особенный город, Питер. Город, встречающий прибывающих туда величавыми раскатами «Гимна Великому Городу». Чтобы с первых минут человек понимал, Куда он попал. Город, которому не нужны сверхдорогие тачки в каждом дворе: Питер знает себе цену. Город, где половина достопримечательностей завешена сеткой — реставрация — и относишься к этому с пониманием: лучше Адмиралтейство или Летний дворец через год, чем очередной торговый центр сейчас. Конечно, это мои личные впечатления. Но, мне кажется, что если взять и ученого в пятом поколении, проживающего «на Васильевском острову в Первой линии», и простого парня из Купчино в кепке, с семечками и сине-бело-голубым шарфом, для которого главная (и единственная) достопримечательность — стадион «Петровский»... Их вообще мало что объединяет. Но вот одна мысль твердо в голове и в сердце у обоих: Питер отдавать нельзя. Никому. Ни врагам, ни горе-«проектировщикам».
А сейчас в городе на Неве может появиться новая достопримечательность — коллектор в Адмиралтейском районе. Дело в том, что по нему раньше подвозили камни для строительства Исаакиевского собора. Впоследствии этот проход накрыли и стали использовать как канализационный, сейчас, однако, в качестве канализации он не применяется. Речь идет не менее чем о 1000 метров коммуникаций, которые стали предметом спора застройщиков. На месте предполагается разбить сеть подземных торговых точек. На данный момент мы не обладаем подробностями, какого именно плана будут такие торговые точки. Но, скорее всего, все пойдет по московскому сценарию: купить все, что угодно — фаст-фаст (быстрый-быстрый) фуд и слойки. Невкусные «метрошные» слойки. Берешь которые, сначала ешь противное, сухое тесто, и еле-еле добираешься до закуски. Если бизнес-план таков, то он по меньшей мере неаппетитный.
Главный оппонент проекта - вице-губернатор Игорь Николаевич Албин. Он предлагает использовать коллектор в качестве музея. Коммуникации музея — тайна даже для его работников. Николай Буров, директор музея-памятника «Исаакиевский собор», откровенно сообщил программе «Пульс города»: «Это верхние коммуникации. Я даже боюсь сказать, что в этих трубах». Что уж говорить о нижних? Главный редактор «ЭкоГрада» Игорь Владимирович Панарин при содействии ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» провел обследование объекта на предмет возможности использования в культурологических целях. Как мы можем убедиться из последующего диалога работника водоканала и Игоря Владимировича , осмотр был более чем подробный.
Здесь производилось укрепление деревянной конструкции. Наполнен он почти до свода под нами 3-3,5 м осадка, бывшие сточные воды.
А это — укрепление. Деревянной балки. Все деревянной конструкции. Сосна обыкновенная, скорее всего по виду.
Сверху проезжая часть?
Да, точно, сверху проезжая часть.
Это кирпичная кладка древних-древних годов.
А укрепления делались, если память не изменяет, лет 6 назад.
А там вон, смотрите, свежая вода...
Не думаю, это дождевые воды, наверно.
А сколько здесь в глубину?
3-3,5 м.
А это что за тряпочки?
Это что-то заматывалось.
Все, вот я стою здесь почти в полный рост. Это кирпичная кладка. Тараканы бегают какие-то. Интересно.
Даже по этому небольшому диалогу мы можем убедиться: в коммуникациях мы столкнемся с Петербургом нескольких разных эпох. Однозначно, требуется серьезнейшее историко-культурное обследование этих коммуникаций. Кто знает, что можно упустить в погоне за прибылью от ларька с невкусными слойками... Вообще, человечество подземная тема интересовала всегда. Если под землей, то значит, скрывают? А если скрывают, то что-то очень ценное? Или страшное? Или необычное? Даже не заглядывая в словари, подземные достопримечательности мира вспоминаются сразу: Римские и Одесские катакомбы, героические Аджимушкайские каменоломни, солевые копи в Зальцбурге, Солигорске и Величке, ризница собора Святого Петра... Подземная тематика привлечет и любителей современного туризма. У серии постапокалиптической фантастики «Метро-2033» быстро нашлись поклонники, и квесты на тему этого мира будут востребованы... А как использовались эти коммуникации в Войну, во время блокады? Точных сведений на данный момент нет. А может быть, этот будущий музей станет данью памяти тем простым русским людям, которые, не щадя себя, по колено (а то и по пояс) в воде строили Северную Столицу. «Петербург стоит на крови и костях» - такова горькая правда. Но, какой бы она ни была горькой, позволить превратить город-музей в город-офис-шаурма (простите, «шаверма») будет откровенным неуважением к их памяти.
 

Экологи спустились в чрево Санкт-Петербурга за «культурой»

Как мы видим, позиция руководства города и лично Игоря Николаевича Албина все же на стороне культуры. Журнал «Экоград» продолжит следить за ходом развития событий вокруг коммуникаций Исаакиевского музея.
 
Павел Калашников

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить