Комитет по энергетике оценил готовность госпрограммы "Энергоэффективность и развитие энергетики"

Комитет по энергетике оценил готовность госпрограммы "Энергоэффективность и развитие энергетики" - фото 1В соответствии Федеральным законом "О парламентском контроле" Минэнерго России внесло в Государственную Думу для рассмотрения профильными комитетами доработанный проект государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики" (ГП).

Комитет Государственной Думы по энергетике рассмотрел доработанный Правительством проект ГП и на своем заседании 19 февраля поддержал ее в целом, дав положительное заключение.

Вместе с тем, Комитетом высказан ряд замечаний. Первое из них касается выбора в качестве целевого показателя ГП энергоемкости ВВП, что представляется Комитету концептуально неверным.

Поскольку реализация подпрограмм ГП во многом зависит от реализации ее положений, касающихся разработки нормативно-правовых актов, то критику Комитета вызвал план разработки соответствующих постановлений Правительства и приказов уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. По мнению Комитета, план составлен с существенным отставанием от мероприятий ГП.

Комитет отметил низкую степень готовности проектов федеральных законов и подготовку изменений в Бюджетный кодекс, необходимых для реализации механизма энергосервисного контракта, запланированных на 2014 год. Реальный срок их принятия 2015 год, а реализация этих новелл может быть осуществлена не ранее 2016 года, в связи с чем, все цифры бюджетного финансирования региональных программ по энергосбережению на предыдущие бюджетные периоды представляются необоснованными.

Большая часть замечаний относится к подпрограмме "Развитие использования возобновляемых источников энергии". Финансирование в рамках Госпрограммы по этому направлению запланировано на 2014-2015 гг., а положения проектов двух нормативных актов по ней будут реализованы не ранее 2016 года. Кроме того, существенным недостатком является и то, что мерам государственной поддержки подлежат самые дорогостоящие по мощности ветровые, солнечные источники генерации и малая гидрогенерация.

Про доработке из подпрограммы и нормативной базы исключены возобновляемые источники энергии (ВИЭ), имеющиеся в больших объемах, но практически не используемые: газ угольных пластов, свалочный газ, газ переработки биомассы, отходы лесной и деревообрабатывающей промышленности. Не квалифицирован, в соответствии с мировой практикой, в качестве ВИЭ энергетический торф. Все эти ВИЭ имеются в большом количестве в регионах; при этом местные и региональные власти заинтересованы в их вовлечении в оборот и использовании в рамках местных распределительных сетей и в объемах, определенных объемами соответствующих источников топлива, что не совпадает с концепцией потребления энергии ВИЭ на оптовом рынке электрической энергии и мощности.

Комитет нашел недостатки и в других подпрограммах. Так, в подпрограмме "Развитие и модернизация электроэнергетики" не в должной мере проработаны вопросы функционирования генерирующих мощностей, работающих в комбинированном режиме выработки электрической и тепловой энергии (мощности). Госпрограмма не предусматривает решение основных вопросов, порождающих проблемы в этом секторе - изменения нормативной базы функционирования ТЭЦ. Также не нашли отражения вопросы: дифференцирования величины сетевых тарифов, которые в настоящее время достигают половины стоимости электроэнергии; определения прозрачных механизмов финансирования создания когенерации на основе источников тепловой энергии; включения в энергетические балансы и наполнение розничного рынка электроэнергией источников малой генерации и управления процессом ее развития.

Комитет обратил внимание, что в результате доработки подпрограммы "Реструктуризация и развитие угольной промышленности" ее финансирование, и без того незначительное, сокращено почти вдвое.

Напротив, значительный объем финансирования выделяется на подпрограмму "Обеспечение реализации государственной программы", прежде всего на создание государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК), хотя закон "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса" был принят еще в декабре 2011 года. В рамках подпрограммы сформулированы приоритетные задачи, возлагаемые на ГИС ТЭК, прописаны этапы проектирования и разработки информационных систем. Однако программой не установлены сроки, когда и какие из поставленных задач будут решаться, каким конкретным показателям должны будут удовлетворять результаты их работы. Не определена форма физического функционирования информационных систем - информационно-вычислительный центр либо ситуационный центр, его местонахождение, стоимость создания, объемы финансирования штата, оценка расходов на приобретение техники и затраты на функционирование указанных ГИС в дальнейшие периоды.

http://www.duma.gov.ru/

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить