
Моя фамилия Солонцов, поэтому я, естественно, неравнодушно отношусь к перспективе строительства станции метро с названием Солонцы в Красноярске. В разное время о перспективах строительства этой станции говорят как о приближающихся, или, к моему огорчению, наоборот отодвигающихся. Но, как пел Владимир Высоцкий: «прав был капитан, еще не вечер»
Вице-премьер Правительства РФ, и бессменный эксперт нашего Журнала еще со времен работы в Московском правительстве Марат Хуснуллин опубликовал на своей страничке в Сети пост, который внушил мне определенного рода оптимизм: «Провел рабочую встречу с губернатором Красноярского края Михаилом Михайловичем Котюковым.
Ключевой вопрос, который обсудили на встрече - это строительство линии метротрамвая в Красноярске. Этот масштабный проект реализуется с привлечением инфраструктурного бюджетного кредита.
Недавно на объекте начал работать еще один тоннелепроходческий комплекс. Он проложит второй перегонный тоннель между станциями «Площадь Революции» и «Вокзальная». Идет работа и на других участках.
Проект большой, здесь еще есть некоторые сложности. Попросил Михаила Михайловича держать на контроле ход строительства. Это очень важный и долгожданный для жителей города объект.
Еще один крупный проект в Красноярском крае будет реализован с привлечением казначейских инфраструктурных кредитов. В августе на штабе одобрили заявку региона на сумму 5,98 млрд рублей для реконструкции теплоэлектроцентрали.
Также обсудили реализацию в Красноярском крае мероприятий нацпроекта «Инфраструктура для жизни». В том числе это строительство жилья, дорог, соцобъектов, модернизация коммунальной инфраструктуры. От этого зависит качество жизни людей и развитие региона».
Напомню, совсем недавно была опубликована точная схема метро в Красноярске.
Схему опубликовало издание «Дела». Вот так, по версии журналистов выглядит карта метро с уточненными координатами — синей заливкой обозначены будущие станции, контуром — схема трассы, ответвления с синей заливкой — притоннельные сооружения.
Первый этап должен завершиться в 2026 году — метро собираются запустить от станции «Высотная» до станции «Улица Шахтеров». Сейчас активные работы ведутся на двух будущих станциях: на «Улице Шахтеров» почти готов котлован для запуска тоннелепроходческого комплекса, а на «Площади Революции» проводят археологические исследования.
Журналистам в ведомстве поясняют, что для обслуживания метро первой линии оборудуют шесть притоннельных сооружений: на Шахтеров, в районе Высотной, на Бограда — Кецховели, в районе Маркса — Декабристов, рядом с ЦУМом и у реки Кача. В сооружениях будут располагаться вентиляционные, водозаборные, канализационные установки, эвакуационные выходы на поверхность, склады и административные помещения».
Увы, станции Солонцы на опубликованной схеме не обнаружено. а раньше была. Она была на предыдущем рисунке.
К слову сказать, как уже сообщал наш Журнал, история со строительством метро в Красноярске если выразить её в графике будет напоминать экстремальную кривую.
Не обошлось в этом случае и без видных экологов. Как сообщают РИА Новости, бывший замглавы Росприроднадзора Олег Митволь, осужденный к 4,5 годам за хищения при строительстве метро в Красноярске, тратит 70% зарплаты на погашение ущерба потерпевшим, сказано в материалах дела.
Согласно приговору, Митволь должен возместить более 940 миллионов рублей ущерба по уголовному делу.
«В счет погашения вреда идет ежемесячное удержание денежных средств из заработной платы (размер зарплаты составляет 19 242,00 рубля, удержания при 70% - 11 929,50 и 11 718,00 рублей) в ФКУ ИК 6 УФСИН России по Московской области», - сказано в документах.
Помимо этого, родственники осужденного ежемесячно перечисляют в счет долга по 100 тысяч рублей, в 2022 году он перечислил 1 миллион рублей. Олег Митволь был арестован в июле 2022 года по подозрению в хищении более 900 миллионов рублей при строительстве метро в Красноярске. Железнодорожный районный суд Красноярска 14 сентября 2023 года приговорил его к 4,5 года лишения свободы по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество) и взыскал более 940 миллионов рублей. Красноярский краевой суд 28 марта 2024 года оставил приговор в силе. В июле бизнесмен был этапирован в колонию в Московской области.
В феврале текущего года «ЭкоГрад» сообщал: «В Красноярске с использованием средств инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК) продолжается строительство первой линии скоростного подземно-надземного легкорельсового транспорта — метротрамвая».
По факту – это самый восточный метрополитен в нашей стране. Участок первой очереди строительства длиной 10,8 км пройдет от ул. Высотной до ул. Шахтеров, при этом общая протяженность перегонных тоннелей составит 19,3 км. На линии планируется 6 остановочных пунктов, из них 1 наземный – «Улица Шахтеров» и 5 подземных: «Высотная» – «Улица Копылова» – «Вокзальная» – «Площадь Революции» – «Улица Карла Маркса».
На конечной станции «Высотная» запроектировано электродепо, а соседняя «Улица Копылова» — единственная из всех станция глубокого заложения — строится «закрытым» горным способом, ее глубина составит 43 метра. На «Вокзальной» предусмотрен переход на железнодорожный вокзал».
Первые разговоры о подземке в Красноярске появились ещё в 1960-х годах, когда стремительный рост города потребовал поиска новых решений для транспортной системы. Но тогдашние планы были довольно общими, представляя собой скорее эскизные наброски, чем детальные проекты. Решающий шаг был сделан в 1983 году – принято принципиальное решение о строительстве метро. Это событие ознаменовало начало интенсивной работы над проектом.
В 1984 году Институт Гипрокоммунтранс разработал комплексную транспортную схему Красноярска, которая определила предпочтительные маршруты и расположение станций будущей подземки. Ключевую роль в дальнейшей разработке проекта сыграл Харьковметропроект, ведущий советский институт по проектированию метрополитенов.
В 1989 году Харьковметропроект завершил ТЭО, предложив проект первой линии метрополитена, включающий 12 станций. Этот проект, хотя и получил утверждение в Госплане СССР, оказался надолго заморожен. В 1993 году губернатор Красноярского края В.М. Зубов активно поддержал идею метро, и в 1994 году начались подготовительные работы, включающие геологические исследования и прокладку коммуникаций.
К 2003 году, из-за постоянного недофинансирования, был выполнен лишь незначительная часть запланированного объёма работ. Ситуация изменилась в 2005 году, когда федеральный бюджет выделил дополнительное финансирование. Это позволило продолжить строительство, и к маю 2008 года было пройдено более 3,5 тысяч метров горных выработок.
Затем проблемы с финансированием продолжились, и проект опять завис на длительный период. Стоит отметить, что проектирование Красноярского метрополитена осуществлялось в сложных геологических условиях. Значительная часть трассы проходит в зонах вечной мерзлоты, что требует использования специальных технологий и материалов для предотвращения деформаций тоннелей и станций. Кроме того, необходимо учитывать высокую сейсмическую активность региона, что также вносит свои коррективы в проектирование и строительство.
В 2018 году власти Красноярска вновь заговорили о возобновлении строительства, упоминая проект под названием «Метрокрыш». Однако это название не прижилось, и на сегодняшний день информация о статусе проекта остается довольно скудной. Необходимо отметить, что помимо финансовых трудностей, проект сталкивается с проблемами, связанными с отсутствием единого подхода к его реализации, и недостатком инвестиций в соответствующую инфраструктуру. Красноярское метро – это наглядный пример того, как грандиозные планы могут быть заблокированы множеством факторов, от экономических до организационных.
Строительство метро в Красноярске имеет ряд преимуществ: история красноярского метро
Улучшение транспортной доступности. Метро позволит жителям города быстрее и удобнее перемещаться по городу, особенно в часы пик.
Метро разгрузит автомобильные дороги, что улучшит экологическую ситуацию в городе.
Строительство метро создаст новые рабочие места и привлечёт инвестиции в город.
Строительство метро в Красноярске также окажет положительное влияние на развитие города.
Метро потребует строительства новых станций, тоннелей и депо, что приведёт к развитию строительной отрасли и созданию новых рабочих мест.
Метро сократит количество автомобилей на дорогах, что снизит уровень загрязнения воздуха и шума и приведет к улучшению экологической ситуации в городе.
Метро станет ещё одним интересным объектом для туристов, желающих познакомиться с достопримечательностями Красноярска.
Станция Солонцы вообще важна, сами понимаете, без объяснения причин.
Игорь Солонцов