Импортозамещение текстильной продукции: наперекор китайско-вьетнамскому «потоку»?..
И без того крупные объемы ввоза в РФ – не всегда легального - текстильных товаров из КНР и Вьетнама наверняка увеличатся. Если торговые связи России с этими странами полностью «войдут» в режим свободной торговли. Эти оценки прозвучали на состоявшемся 16-17 сентября с.г. в Москве форуме «Российская система качества как практический инструмент импортозамещения».
Уже ни для кого не секрет, что «прозрачные» границы между странами ЕАЭС, особенно в среднеазиатском «секторе» этого блока, по-прежнему являются основным коридором для растущего ввоза в РФ в основном демпинговой и/или контрафактной продукции (и не только текстильной). Ущерб для российской текстильной индустрии в результате этой тенденции очевиден, причем этой ущерб отнюдь не уменьшается...
В то же время, между ЕАЭС, с одной стороны, и Китаем с Вьетнамом, с другой – дорабатываются или уже начинают претворяться на практике соглашения по зонам свободной торговли. Даже, если текстильный ассортимент этих восточноазиатских стран пока не будет включён в такие зоны, возможности его дальнейшего «проникновения» по разнообразным нелегальным или полулегальным схемам в РФ существенно расширятся, благодаря означенным зонам. Тем более что рост текстильного экспорта - одно из главных направлений внешнеэкономической политики Китая и Вьетнама. Подчеркнем: с 1960-х годов !..
Впрочем, вовсе не вина Пекина или Ханоя в том, что российский рынок ещё с конца 1980-х стал рекордными темпами открываться для всевозможного импорта, а прямая и косвенная господдержка отечественной текстильной индустрии – в сравнении с теми же КНР и Вьетнамом (а также, например, в сравнении с Туркменистаном, Турцией, Индией, Пакистаном, Ираном, «нефтегазовыми» странами Аравийского региона…) – по сути, стала «символической». В этой связи, нелишне напомнить, что в середине 1990-х один из российских вице-премьеров впрямую заявил руководству «Союзлегпрома», что, по большому счёту, текстильная отрасль «нам» особенно-то и не нужна. А, в чем будет не дефицит, - «мы» ввезём из-за рубежа…
В связи с означенными и смежными проблемами, президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности, участник упомянутого форума Андрей Разбродин разъяснил мне, что «нельзя говорить о полном и категоричном выполнении программы импортозамещения при крупных торговых отношениях с Китаем и Вьетнамом. Главная задача, в том числе в плане импортозамещения, — это создание условий для производства качественной и конкурентоспособной продукции. Но, когда мы говорим про нашу отрасль и, одновременно, «дружим по полной» с Китаем и Вьетнамом, - тогда считать, что мы достигнем импортозамещения, достаточно неправильно, да и не нужно. Впрочем, при возможном переходе на рефинансирование в юанях ситуация на внутреннем рынке способна кардинально измениться».
Ну, а с достоверным определением качества продукции в РФ – проблем едва ли меньше. Поскольку «разрушение системы качества продукции в любой стране приводит к тому, что покупатель остаётся один на один с некачественными товарами и контрабандой. В России одна система стандартизации была уничтожена, а другая ей на смену до сих пор не пришла. Система же определения безопасности продукции не учитывает систему качества в СССР, обладавшую качественной основой. Соответствующие лаборатории сегодня неоднородны, обладают разным оборудованием. А для их сертификации мы должны иметь одинаковое оборудование (о чем свидетельствует и зарубежная практика. Прим. А.Ч.). Причем многие наши производители (и не только в текстильлегпроме… Прим. А.Ч.), увы, считают, что отсутствие стандартов позволяет им делать всё, что угодно».
В то же время, «имеется важный аспект, трактуемый пока по-разному: присваивать ли знак качества зарубежному бренду или нет (?). Это вопрос дискуссий, но… - хотим ли мы отгородиться от мировых стандартов?..
Добровольная стандартизация сертификации во всём мире основывается на основных правилах и системе протекционизма. Система качества должна быть интегрирована и в информационную систему отрасли, в надлежащее взаимодействие с таможенной службой».
Как отмечалось на форуме, программы по импортозамещению в РФ стали максимально актуальными после начатой странами Запада «войны санкций». Такие программы должны предусматривать, в том числе, беспрепятственный выход на отечественный рынок российского малого и среднего бизнеса. Но и эти вопросы не могут успешно решаться без отлаженной, дееспособной системы регулирования импорта и четкого определения критериев качества продукции.
А.Чичкин
- Подробности
-
Категория: Новости со всего света
-
Опубликовано 17.09.2015 12:34
-
Просмотров: 937
Добавить комментарий