В Мультимедия Арт музее показали коллекцию Дэмиана Херста

В Мультимедия Арт музее показали коллекцию Дэмиана Херста - фото 1Директор музея Ольга Свиблова на открытии выставки «Свобода не гениальность» с воодушевлением рассказывала, как в 2006 году впервые увидела собрание арт-деятеля Херста в Нью-Йорке и с тех пор мечтала показать его в Москве.

Расположенная на двух этажах экспозиция, отображает путь Херста-коллекционера. Опираясь исключительно на собственную всеядность и интерес, Херсту удалось обзавестись одиозной подборкой лучшего из того, что есть в новом британском искусстве. Коллекционерам есть чему позавидовать.

Экспозиция берет начало в зале, где представлены работы начинающих художников — соотечественников коллекционера. На первый взгляд, объекты, выставленные здесь, никак не связаны, но постепенно понимаешь, что хаотичность и разнообразие — главные скрепы коллекции. Отлично характеризующей Херста-экспериментатора, жаждущего опробовать все возможные формы и жанры современного арта.

После этого вполне логичным кажется сочетание анатомической зебры Майкла Джу и казалось бы, более чем нейтральной работы Гэри Хьюма «Мятно-белая дверь II».

Поначалу может удивить, с каким бесстыдством и откровенностью выставлены объекты, очень напоминающие творчество самого Херста. На ум приходит знаменитое утверждение Пикассо: «Хорошие художники копируют, великие воруют», возведенное Херстом в лозунг. И хотя его творчество вряд ли подходит под категорию «великого», в умении заимствовать у других ему не отказать. И вот это умение он гениально развил до того, что стал одним из самых дорогих художников современности.

Второй зал именуется Murderme, и личность Херста раскрывает глубже. Здесь царит его любимая тема — смерть. Ее простой и самый понятный символ — череп — представлен во всех возможных ипостасях. Железный, начертанный, обыкновенный, череп с полотен Пикассо и самый впечатляющий вариант — ряд украшенных стразами и блестками человеческих черепов авторства Стивена Грегори.

Несложно догадаться, что создавая свой знаменитый «Бриллиантовый череп» (самое дорогое произведение искусства ныне здравствующих художников), Херст вдохновлялся именно работой Грегори. Несмотря на тематику, зал не выглядит жутко. За бриллиантовыми черепами явно скрывается желание облегчить раздумья о смерти. Трюк почти работает.

По-настоящему не по себе становится в следующем зале — «Царстве животных». При входе расположились известные работы Джеффа Кунса, якобы надувные мультяшные птичка Тити и Слон, на самом же деле выполненные из хромированной стали, покрытой краской.

На двойственности и обмане, кажется, держится атмосфера зала. Ими же обусловлено расположение экспонатов. Художник Уолтер Поттер поместил в аквариум крайне реалистичные чучела всевозможных птиц — милейших, на первый вгляд, кроликов и щенков. Кстати, и сам Херст любил использовать чучела.

На сладкое поданы произведения Фрэнсиса Бэкона, о которых коллекционер Херст мечтал всю жизнь. Каноническая работа Бэкона «Мужчина в синем II» висит у Херста над кроватью, и расставание с ней было продиктовано желанием дать другим насладиться шедевром.

— Российским музеям остается только мечтать о временах, когда финансирование позволит собрать хотя бы нечто похожее в качестве постоянной экспозиции, — сказала «Известиям» Ольга Свиблова.

Мечтать, тут, конечно, есть о чем: коллекцию Херст, создал, мягко говоря, причудливую, но при этом, без сомнения, целостную.

Читать на сайте Известий

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить