Космические реформы

Космические реформы - фото 1Комментируя проекты реформирования ракетно-космической промышленности, рассмотрение которых состоялось в Правительстве РФ, Первый вице-президент Союза машиностроителей России, Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по промышленности Владимир Гутенев заявил, что существующие на сегодня варианты имеют свои достоинства и недостатки. «И преодоление этих недостатков не разрешимо на тех уровнях государственного управления, которые положены в основу обоих вариантов реформирования», - считает Гутенев.

Напомним, в соответствии с вариантом, разработанным под руководством вице-премьера Дмитрия Рогозина, основную часть предприятий Роскосмоса предложено передать в специально создаваемое ОАО «Объединенная ракетно-космическая корпорация». По сути, Роскосмос планируется разделить на две части. Агентство, как таковое, будет продолжать исполнять функции государственного заказчика и формировать политику в космической сфере. В его ведении останется вся военная составляющая отрасли и большинство центральных институтов. Большинство же предприятий отрасли будет объединено в ОРКК, которая возьмет на себя функции генерального подрядчика и сосредоточится на исполнении государственного заказа.

К октябрю проект соответствующего Президентского указа планируется направить в Кремль. Но, как считают аналитики, полной уверенности в том, что такой вариант реформы устроит Главу государства, нет. «Это мнение имеет под собой определенные основания», - считает Первый зампред Думского Комитета по промышленности, Президент Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям» Владимир Гутенев.

«При таком раскладе Роскосмос будет иметь ограниченное влияние на промышленные предприятия отрасли, работающие в форме ОАО. Для наглядности можно сказать, что предлагаемое разделение агентства «по горизонтали» отделит «голову» - систему выработки и принятия управленческих решений - от «туловища» - промышленных предприятий отрасли. Логичнее бы выглядело разделение «по вертикали» с образованием функционально законченных параллельных структур, которые конкурировали бы друг с другом в ракетно-космической сфере, как это происходило с фирмами С.П. Королева и В.Н. Челомея. Понятно, что в данных экономических условиях это невозможно, поскольку такая конструкция – непосильная ноша для российского бюджета. В связи с этим, предложение, озвученное руководством Роскосмоса, о консолидации всех активов в рамках одной структуры выглядит более предпочтительным», - считает парламентарий.

Напомним, вариант реформы, разработанный Федеральным космическим агентством, предусматривает создание государственной корпорации наподобие ГК «Росатом», в которой бы совмещались функции заказчика и исполнителя. За счет совершенствования системы управления отраслью предлагается сформировать своеобразный «кулак» из научных и промышленных предприятий на основе принципов проектного государственно-частного партнерства.

«Поскольку необходимая динамика в развитии Роскосмоса отсутствовала, а в последние годы он и вовсе жил на старых заделах, принципиальными и острыми представляются вопросы сохранения потенциала отечественной космической отрасли и обеспечения присутствия России в числе стран-лидеров в сфере освоения космоса. Поэтому право на ошибку в реформировании ракетно-космической промышленности мы не имеем. В связи с этим, озвученный сегодня вариант реорганизации Роскосмоса не выглядит безупречным. Необходимо взвесить все еще раз», - подчеркнул депутат.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить