В России бензину нашли замену. Опилки, соя, сахарная свекла. Что еще? Да все, что можно «перегнать» в биотопливо. Главное, чтобы исходный материал был поблизости. Вот на всем этом и будут ездить авто по российским дорогам, сокращая потребление бензина.
Так видят наше ближайшее топливное будущее члены Парламента Республики Северная Осетия-Алания. Свой законопроект — поправки в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» — они направили в Госдуму. И в начале следующей недели депутаты собираются рассмотреть его в первом чтении.
Авторы документа хотят расширить в «энергосберегающем» законе список заменителей бензина. Сейчас это только природный газ. А будет электроэнергия и альтернативные виды топлива.
В пояснительной записке последние названы поименно: биодизель, биоэтанол, источники кинетической энергии и топливные элементы. Сейчас классическое автомобильное топливо тоже имеет конкурентов: природный газ, в последнее время набирает обороты электрическая энергия. Правда, пока они сильно проигрывают «могучему» бензину. Надо либо машину под них новую покупать, либо старую переоборудовать. Хлопотно и денег стоит.
Хотя экологический эффект бесспорен. Но альтернативные виды топлива привлекли авторов законопроекта не только по этой причине. Все они производятся из возобновляемых источников — тех самых древесных опилок, сои, сахарной свеклы. Из чего еще? Зерновых культур, рапса и так далее.
А нефть и газ — запасы исчерпаемые, рано или поздно они закончатся. Так что биотопливо — это страховка на будущее.
Понятно, что завтра никто не заставит всех поголовно «заливать в баки опилки». Но то, что альтернативное топливо попадает в закон, «будет способствовать переводу на него муниципального транспорта, а это позволит снизить стоимость проезда и улучшить экологическую обстановку в городах России», говорится в пояснительной записке.
Кстати, этот законопроект уже поддержали депутаты Астраханской Думы, Законодательного Собрания Красноярского края и Парламент Кабардино-Балкарской Республики.
«Действительно, названные в пояснительной записке альтернативные виды топлива экологически чистые, они практически не влияют на окружающую среду», — подтвердил «РГ» аналитик нефтегазового рынка при Российском государственном университете нефти и газа (РГУНГ) Игорь Арнаутов. А в остальном — вопросов больше, чем ответов.
На данный момент, поясняет эксперт, есть отработанная технология применения только биодизеля и биоэтанола, да и то лишь в виде смеси с традиционным топливом. Но уже при содержании в ней более 10 процентов этанола приходится дорабатывать мотор и топливную магистраль. Поэтому нужна специальная машина, работающая на биотопливе, или этанол сможет заменить бензин только на 10 процентов. Не больше.
Уже хорошо. Тем более, что такое топливо, по логике, будет стоить дешевле, а значит, автолюбители сэкономят на заправке.
«В Европе так и есть, — рассказывает Арнаутов. — Стоимость биотоплива, в частности, биоэтанола E85, на 25 процентов дешевле обычного бензина, при этом расход на 100 километров практически не меняется. Но в России все немного иначе. Сегодня ориентировочная стоимость одного литра Е85 может составлять около 32-33 рублей. В нашей стране бензин стоит почти столько же, а АИ-92 даже дешевле».
И, тем не менее, законопроект, который скоро рассмотрят депутаты, имеет право на жизнь, уверен эксперт «РГ».
Будет оттачиваться технология, снизятся цены. А создание розничной сети продаж биодизеля и биоэтанола не будет слишком затратным, так как этот вид топлива предполагает его добавление в бензин либо дизель. Поэтому такую колонку можно поставить на уже действующих АЗС.
«Стоимость открытия обычной АЗС составляет около 15 миллионов рублей, при установке колонки с заправкой этанола ее цена может увеличиться до 20 миллионов рублей. Но тут разница не особо большая», — рассказывает Игорь Арнаутов.
Осталось только найти инвесторов, которые будут вкладываться в эту идею. «Учитывая низкую популярность биотоплива, — предупреждает эксперт, — инвестиции в подобное производство слишком рискованные на данный момент. Хотя все может измениться с принятием закона».
Прогноз цен на бензин
Летом стоимость бензина может увеличиться на 5-6 процентов. Произойдет это из-за роста тарифов РЖД на перевозку нефтеналивных грузов, а также роста налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который серьезно влияет на конечную цену.
Scriptio: Георгий Панин