25 августа 2014 года в Москве в DI Telegraph по улице Тверской 7 прошла научно-техническая конференция «Возобновляемые источники энергии» по итогам проведения международного конкурса студенческих команд «Солнечная регата». Организатором конференции выступили Оргкомитет «Солнечной регаты» при поддержке Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы (ДНПП), Центра инновационного развития Москвы (ЦИР) и Предпринимательского сообщества Московской школы управления СКОЛКОВО.
Из выступлений на конференции выяснилось, что к весне 2015 года в России намерены построить скоростную гелиолодку - единственным источником питания для которой служит солнечная энергия. Она станет народной, так как средства на разработку собирают по методу «краудфантинга» - то есть профинансировать проект могут все неравнодушные люди. Строить лодку будут студенты технических вузов. Катер получит название «Россия» и будет представлять страну на международных регатах. Еще одна его задача - популяризировать использование энергии солнца.
«Аналогичные лодки в Европе стоят около 100 тысяч евро. Мы не собираемся на этом зарабатывать. Ее себестоимость - это около трех миллионов. Применяя возобновляемые технологии, мы можем существенно снизить загрязнение наших вод - озер и рек. Это очень важно, ведь это то, что мы оставляем нашим детям», - сказал руководитель направления по работе с регионами «Сколково» Евгений Казанов.
— В Москве, к примеру, всего 62 солнечных дня в год. Ну и что? Несмотря на то, что Россия
— не Африка, для развития такого водного транспорта солнца у нас достаточно. Тут надо хорошо понимать: даже в темное время суток батареи все равно вырабатывают энергию. Только ее количество очень мало. Этот вопрос в будущем можно решить, если выделять деньги на развитие экологичного транспорта. И идти навстречу инженерным инновациям. У России есть другая особенность: наши ученые и студенты часто предлагают гениальные идеи. Но они не доходят до стадии производства. До тех пор, пока что-нибудь подобное не выйдет на Западе спустя несколько лет. И будет считаться чем-то ультрасовременным. Для России, и для других стран применение энергии солнца на воде – относительно новое направление. Так, в Москве первые в истории соревнования гелиолодок прошли лишь этим летом. Максимальная скорость, которую смогли развить участники регаты, - 30 километров в час.
Где можно применять «зеленые» лодки?
— Сейчас в мире активно идет внедрение зеленых технологий, и «солнечные лодки» являются составной частью этой стратегии. Во многих европейских, американских природных территориях ограничено использование водного транспорта на углеводородном топливе. Под воздействием солнечных лучей один квадратный метр солнечной батареи вырабатывает примерно 100-150 ватт мощности. И не нужно никакого бензина или дизельного топлива. И ничего не тарахтит: лодка плывет бесшумно. Сама лодка состоит из трех основных частей. Из электродвигателя: он вращает гребной винт. Собственно, благодаря ему лодка и движется. Есть аккумулятор, который играет роль накопителя энергии.
В темное время суток или при пасмурной погоде лодка может больше часа спокойно на нем проработать. Просто находка для использования их в природных охраняемых территориях. Подобные лодки можно спокойно сделать на электродвигателях с солнечными батареями. Они смогут перевозить по четыре-пять человек со скоростью до 15 километров в час. Только без огромных затрат на топливо. За кормой при этом — никакого черного шлейфа из выхлопных газов. И дизайн для такой лодки можно придумать интересный.
Лодка победителей соревнований, студентов Самарского государственного университета, временами плыла со скоростью 20 километров в час. Для лодки, полностью работающей на солнечной энергии, — скорость очень приличная. В строительстве лодки приняли участие студенты из Самары, Санкт-Петербурга, Саранска, Рязани, Нижнего Новгорода и Москвы.
Александр Перепечко