Без воды наш город остался в одночасье, а может быть и одноминутно. Но, как выяснилось позже, подобно пятерым героям Торнтона Уайлдера, 50 тысячный Моршанск к аварии на коллекторе 12 ноября начал двигаться с 1956 года, даты последнего по времени ремонта.
А 12-го ноября воды в Моршанске не осталось вообще. Причем, не только для бытовых нужд, но и для элементарного - напоить своих стариков и детей.
По счастливому случаю у нас в доме имеется машина. По местным меркам, мы люди состоятельные. Опять же - журналист в доме. Так уж получилось, о моей работе в столичном экологическом журнале стало известно соседям. В общем, положение обязывает. Звонки на телефон моей дочери начались с половины дня, от «жаждущих», и не надо улыбаться. Все серьезно. Набрав воду в чистые молочные фляги, мы отбыли в путь.
На пороге старенькой квартиры в доме постройки 19 века нас встретил хозяин жилища Россказов Юрий Петрович, ему около 70, инвалид 2 группы, ветеран МВД. Кстати, страдает астмой и диабетом.
Несмотря на все свои заслуги перед Родиной и обществом - живет один. Несколько лет назад похоронил свою жену. 5 литровые баклажки с водой в его квартире вызвали восторг и радость. Тяжело дыша, он, извинившись, попросил разрешения сначала напиться, так как мучился от жажды больше суток. Пересохшими губами припал к кружке, в которую трясущимися руками налил воду. На глазах у ветерана слезы. Он что-то говорит, кажется, пытается благодарить, но захлебывается комком в горле. Плачет. Отворачиваюсь, чтобы не расплакаться самой.
Все «запасы» иссякли, едва успокоившись, поясняет, старик, а в магазине питьевую воду смели в первый же день аварии. Добраться до «пунктов подвоза» не было ни сил, ни средств.
Другая беда –это купить воду. Все деньги из прошлой пенсии уже потрачены на продукты и лекарства, а новую пенсию еще не принесли…
"Купить подвозимую воду" - это не ошибочное, и нет никакой путаницы. Чрезвычайной ситуацией случай в обезводившем Моршанске не признан, а стало быть «бесплатного не полагается». Подвезли – заплати. Не можешь заплатить - твои проблемы. Капитализм, однако... Хищный оскал прагматики. ..
Следующий пункт доставки «гуманитарной воды» - ветеран труда, инвалид 2 группы, астматик Смирнова Тамара Ивановна. Ей 71 год. Тамара Ивановна рассказывает о своих страданиях последних дней.
Надеяться она могла лишь на помощь соседей, так как живет в одиночестве. До ближайшего пункта «распределения» воды дойти у нее нет сил. Ну, а если бы и дошла, и если бы были деньги, дотащить ей эту воду до дома все равно нереально.
Со слов Тамары Ивановны – оповещений об аварийном отключении не было, потому жители не успели сделать запасов. Бегущая строка на экране телевизора появилась лишь 14 ноября. Те, кто успевал прочесть, информировались, что организовываются пункты подвоза воды для технических нужд, но вода на пунктах подвоза для питья непригодна.
В магазине воды тоже не стало. Кто мог себе позволить, покупал для утоления жажды соки. Наверное, полезно, но не всем по карману, да и супа из соков не сваришь, и каши не приготовишь.
Привезенную воду Тамара Ивановна с особой осторожностью, трепетом, как драгоценность, наверное, как хлеб в блокадном Ленинграде приняла, поставила в ближний угол.
Всю дорогу к третьей точке маршрута, меня не оставляли мысли о хрупкости нашего технологического мира. Я вспоминала спокойные и печальные глаза Тамары Ивановны. Всего-то отключили воду, а она уже едва ли не помирать собралась. Ох уж эти старики. Паникеры.
Третьими на нашем маршруте была семья одинокой матери Ольги Макаровой. Увидев бутыли с водой, сынишка Оли, шустрый такой мальчонка 5 лет все спрашивал: «Это все нам вода? И пить ее можно?.. И ты сейчас суп сваришь?»...
Оля воспитывает двух очаровательных ребятишек. Днем на работе, а вечером вынуждена была искать, с кем оставить детей, чтобы отправиться к местам подвоза воды. Семейный бюджет Ольги явно не предусматривал «форс-мажора» с водой. Затраты на питьевой поек придется компенсировать за счет одежды и питания. Неприятно, конечно, однако, Ольга не падает духом. Шутит, смеется. Оценив количество привезенной воды, предложила напоить нас чаем.
Со слов Ольги, - кормить в эти дни приходилось детей курами гриль, так как варить дома было не в чем. На 6 тысяч зарплаты особо «не расшикуешься», да и не дотащить ей больше двух пятилитровых бутылей за один раз, тяжело. Тащить-то четыре квартала.
К слову, живет Оля со своими ребятишками в квартире со всеми удобствами, а вода ей нужна не только для питья, но и белье постирать, ребятишек помыть. Одним словом, для того, чтобы обеспечивать чистоту и гигиену. Кстати, я заметила, что когда мы входили в дом, то в подъезде ощущались весьма неприятные «ароматы». И, по рассказам соседей, такие запахи теперь повсюду, даже в городской больнице пахнет теперь отнюдь не больницей…
Хорошо, что 21 век информации. О том, где беда или проблема можно узнать в считанные секунды. Хорошо бы еще наступил век помощи пострадавшим, но это, наверное, уже в следующем, 22-ом веке. А пока надежда, и вот можно друг другу пожаловаться, например, в «Одноклассниках».
Вот рассказ Галины Еремеевой( Авдеевой). Как говориться, - без исправлений и купюр.
"Да. Куда же делось сообщение о том героическом подвиге нашей администрации по ликвидации аварии на коллекторе и их оргмероприятия по снабжению города технической и питьевой водой. Там комментарии были посерьезней и более острей, чем те которые я сейчас прочитала. Ощущения складываются, что моршанцы чего то боятся или зто те которые друзья, знакомые нашего административного улья. Придёшь в административное здание, а там столько пчел-трутней, что диву даешься, сколько служителей народа. И ходят туда-сюда, кто с бумажкой, кто с разговорами. Всё наверно планируют, как бы улучшить жизнь моршанцев".
"А о том, как мы жили без воды, да и еще неизвестно, сколько нам еще придется без нее существовать, ведь коллектор еще не отремонтировали. Воду дали, чтобы погасить разгорающиеся страсти. Воду покупали в магазине. Кончилась, попросила знакомого с машиной и ездили, набирали воду у знакомых из скважины. А у кого негде было взять и купить, ходили на речку. Слава Богу, что у нас река. Водопровод в городе у нас тоже не надежный, постоянные аварии и прорывы на нем, а летом и вообще нет давления. Так что мы привыкшие люди жить без нормальных условий, ходить спотыкаться по тротуарам, которых у нас нормальных нет. У нас все блага для нас. Была остановка автобусная на площади напротив рынка, ее убрали. Как было хорошо с тяжелыми сумками выйдешь с рынка и прямо к остановке. Ан нет пусть пенсионеры дуют или на Почту или на угол Ленина и Интернациональной. Движение - это жизнь. Да что говорить у нас столько безобразий в городе, что все здесь не описать".
А теперь о том, что же делала городская администрация в это время. Это для того, чтобы стало понятным, о чем говорит Галина.
Вот сообщение на тех же «Одноклассниках». От 15-го ноября.
Александра Пудеева: В городе Моршанске ведутся работы по восстановлению основного коллектора, расположенного по ул. Школьная, через который осуществляются все стоки города. Коллектор не менялся с 1956 года. Работы ведутся круглосуточно. Вчера в ночь удалось остановить приток канализационных стоков, путем монтажа сточной трубы в котловане. Сегодня ведутся работы по монтажу промежуточного колодца. В работе задействовано 50 человек. Сил и средств достаточно, но состояние погоды, оползни не дают возможности быстро решить проблему. График и места организации подвоза технической воды: Котельная по ул. Рязанская, д. 12 ( район гуманитарной гимназии); Пос. Химмаш, ул. Зелёная, д. 45 (остановка у дома 45); Котельная по ул. Пушкина, д. 35 (район стоматологической поликлиники); Котельная по ул. Пролетарская, д. 29 ( в районе дома 29).
Вода будет подвозиться с 10.00. По всем возникшим вопросам обращаться по тел. 4-20-90; 4-49-31.Точка реализации питьевой воды – ОАО «Моршанская мануфактура».
График реализации населению питьевой воды: ул. Пролетарская (котельная в районе д.29) – с 10.00;пос. Химмаш (остановка в районе д.45) – с 10.00; ул. Куйбышева (в районе почты д.32) – с 10.00;ул. Рязанская д. 12 ( район гуманитарной гимназии) – с 10.00; конечная остановка по ул. Фрунзе д. 18 – с 12.00; мебельный магазин д. 114 по ул. Красноармейская – с 10.00; 7-й городок у самолета – с 12.00.
Стоимость воды : 25 руб. – 5 литров .
ГУ МЧС России по Тамбовской области так же не оставило происшествие без внимания.
15.11.2013 пресс-служба ГУ МЧС России по Тамбовской области опубликовала сообщение о том, что в Тамбовской области более 10 тысяч человек остались без воды.
Далее текст сообщения: В городе Моршанске Тамбовской области более 10 тысяч человек остались без холодной воды. Об этом сообщила пресс-служба ГУ МЧС России по Тамбовской области. Отключили холодное водоснабжение по улице Школьной. Для проведения работ направлены ремонтно-восстановительные бригады. Для жителей улицы организован подвоз холодной воды.
Тем временем сеть, событие 21 века:( все-таки благо, кто умеет пользоваться ТВИТТЕРом, спасибо Дмитрию Медведеву, советует не тратить понапрасну время). Просто строки, без комментариев...
….Что за ложь, притом наглая, как раз на Химмаше эту воду не раздают, а продают. Найдите этих чудо предпринимателей, Надежда !
В Фейсбуке та же информация, но подробнее:
" Да, да! Именно весь город три дня существует без воды!!! Воду все покупают сами, никто никуда ничего не привозит! И еще дня два сто процентов воды не будет! Даже на час не дают, чтобы люди хоть немного воды набрали! Ни поесть приготовить, ни искупаться, ничего нельзя сделать! А на работу ходить надо и работать в таких условиях просто катастрофа!!!! У меня нет слов! И работы это не плановые как везде пишут, а тупо из-за свинского отношения ко всем людям рухнул коллектор! Дотянули! У меня нет других слов!»
И ведь в сети, ну, пока не приняли соответствующих законов на федеральном уровне,- не соврешь. Поправят. Тут же.
Александр Павловский: «Золотце!!!!!!! Это не одна улица, а весь город. Включая больницы, школы, детские сады. Лучше достоверней собирайте информацию.»
Пока писались эти строки - воду дали. Сейчас вода есть. Вот только сколь надолго? Пока проблему обсуждали, выяснилось, что изношен до предела не только городской коллектор, но и водопроводные сети. Конечно, нельзя кухаркам «править государством». Кухаркам надо сидеть на кухне, и … ждать воды. Эксперты разберутся и ,где надо, что надо, - сделают. Главное-это чтобы им ,экспертам, - не мешать, в том числе разными глупыми вопросами.
Но, на всякий случай все-таки пусть они будут, эти мои глупые вопросы от кухарки.
Город с 50 тысячным населением без водоснабжения – это чрезвычайная ситуация?
Оповещение о ней должно было быть?
Оно было организовано? Или как в Крымске – задним числом?...
То, что городской коллектор дышит на ладан – только вчера стало известно?
И что сделала городская администрация в этой чрезвычайной ситуации? Как организовала работу по устранению ее последствий? И как проявила заботу о людях, ее избирателях?
Они руководят, или руками разводят?
Господин Калинин, вы, как мэр города Моршанска, - только 12 ноября 2013 года узнали о состоянии коллектора?
Для вас новость, что он не ремонтировался с 1956 года?
Почему, в сложившейся критической ситуации с водоснабжением оно, это водоснабжение, т.е. подвоз воды горожанам в специальных машинах – так и не был организован?
Или у Вас есть что пить и чем напоить своих близких – а дальше – хоть трава не расти?...
А о стариках, у которых нет близких, - вы позаботились?
А о тех, у кого в нашем нищем городе просто лишних денег нет – тоже позаботились?
А теперь о главном.
На всех страничках в соцсетях, где обсуждалась сложившаяся ситуация. Жители города с особой теплотой говорили о тех тружениках ЖКХ, простых «работягах», которые ковырялись в ледяной воде, рискуя своим здоровьем и самой жизнью, устраняя последствия.
Татьяна Колесникова, корреспондент журнала «Экоград».
PostSkriptum
Уже сегодня в сети появилась статья. Приводим её для пущей полноты картины. И без комментариев о том, что моршанцы публикацию этой статьи восприняли как плевок в душу из областного центра Тамбова, а в том смысле, что не во всем виновата Москва.
Спасатели сообщают, что в городе Моршанске Тамбовской области восстановлено холодное водоснабжение.
Вот цитата из сообщения на сайт губернатора № 17565: "У нас в городе Моршанске сложилась чрезвычайная ситуация - третьи сутки нет воды в связи с поломкой коллектора. На территории города не решается вопрос об обеспечении водой населения. Должны ли местные власти обеспечить подвоз питьевой воды в густонаселенные районы бесплатно? Просим решить вопрос с водоснабжением как можно быстрее".
По официальной информации МЧС по Тамбовской области, воду в Моршанске отключили 15 ноября и в этот же день включили.
"На месте работали оперативные группы от гарнизона пожарной охраны Моршанского района и администрации города, сотрудники и техника от ПЧ-39, ПЧ-28, МУП "Тепловые сети". К восстановительным работам привлечены 44 человека и 10 единиц техники", - сообщает региональное ГУ МЧС.
Тамбовским спасателям пришлось даже открыть специальную "горячую телефонную линию", чтобы жители Моршанска смогли узнать о ходе ремонтно-восстановительных работ.
"В 16.00 работы по монтажу смотрового колодца на канализационном коллекторе по улице Школьная Моршанска окончены. Холодное водоснабжение в городе восстановлено", - информирует МЧС по Тамбовской области.
Ирина Бурякова
Корреспондент