«Всечеловечность» и «всемирная отзывчивость» в русской философии и литературе

«Всечеловечность» и «всемирная отзывчивость» в русской философии и литературе - фото 115 марта в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова прошло очередное заседание литературно-философской студии «Алетейя». Его темой стали идеалы «всечеловечности» и «всемирной отзывчивости» в русской философии и литературе.


В сегодняшних общественно-политических дискуссиях многие важнейшие понятия мировой истории и культуры подпадают произвольной, субъективной интерпретации. В их числе оказались также идеи знаменитых русских мыслителей – Достоевского, Соловьева, Бердяева, касающиеся судеб славянского мира, роли Восточного Православия в их разрешении.


У одних соответствующие высказывания и понятия предстают в качестве «провиденциального комментария» к внешнеполитическому положению сегодняшней России, другие ссылаются на них, «разоблачая» ее геополитические амбиции. Так или иначе, масштаб и значение идей русских христианских мыслителей совершенно игнорируются обеими конфликтующими сторонами.

 

15 марта мы собрались в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова для того, чтобы вернуться к собственному содержанию русской мысли, найти в ней образцы преодоления личностного и национального эгоизма, не принципиального, случайного, субъективно-ограниченного отношения к вещам, понятиям, оппонентам.

 

«Всечеловечность» и «всемирная отзывчивость» в русской философии и литературе - фото 2

Старший научный сотрудник Московского государственного психолого-педагогического университета и профессиональный штангист с ограниченными возможностями здоровья Николай Петрокович выступил на «Алетейе» с сообщением «Обретение доброты, отзывчивости, человечности через спорт». Заручившись конкретными примерами из истории мирового бокса, тяжелой атлетики, хоккея, а также полагаясь на собственный опыт, Петрокович убежденно говорил о прямой связи, которая существует между высоким уровнем спортивных достижений и духовностью человека. Тот, кто преодолел боль, страх, неверие в себя, начинает видеть, слышать и чувствовать гораздо острее. Легендарный американский штангист Пол Эдвард Андерсон основал центр для проблемных подростков. Его соотечественник, боксер-тяжеловес, олимпийский чемпион Джордж Форман стал пастором. «Отец русского хоккея» Анатолий Тарасов, притом что он был одним из самых жестких тренеров, каждого своего подопечного знал как родного сына. Немецкий боксер Макс Шмеллинг, которого нацистская пропаганда сделала олицетворением арийской расы, участвовал в спасении евреев от фашистов. По признанию Петроковича, большой спорт учит быть человеком также и в мелочах – не пройти на улице мимо того, кому стало плохо, придержать дверь в метро – все это проявления той же силы, выковывающей как тело, так и дух.

 

«Всечеловечность» и «всемирная отзывчивость» в русской философии и литературе - фото 3

 

«Мудрец шьет связи». Идея всечеловечности во время гражданской войны» - так назывался доклад, прочитанный 15 марта в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова соискателем ИМЛИ РАН Еленой Константиновой. Это выступление было подготовлено на материале дневников Михаила Пришвина 1917-1922гг., а импульсом, побудительным мотивом к нему стало общественное обсуждение текущих событий на Украине. «Мудрец, шьющий связ...

 

«Всечеловечность» и «всемирная отзывчивость» в русской философии и литературе - фото 4

 

Aспирантка ИМЛИ РАН Екатерина Ратникова рассказала об идее всеобщего добровольного братства людей, государств и религий у Даниила Андреева, выраженной им в символическом образе Розы мира. Впечатляет то, сколь детально, конкретно был представлен в одноименном сочинении образ этого объединения, разработанный Андреевым с учетом целого ряда привходящих систем: государственной, судебной, образовательной, культовой. Среди особенно запоминающихся, вдохновляющих предложений назовем: преображение государства на этических началах, прямую демократию, преобразование жилищ в содружестве с природой, поручение женщинам этического воспитания преступников и творческого одарения возлюбленных!

 

«Всечеловечность» и «всемирная отзывчивость» в русской философии и литературе - фото 5

 «Всечеловечность» и «всемирная отзывчивость» в русской философии и литературе - фото 6

«Всечеловечность» и «всемирная отзывчивость» в русской философии и литературе - фото 7

«Всечеловечность» и «всемирная отзывчивость» в русской философии и литературе - фото 8

Заседание литературно-философской студии "Алетейя" при Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова, 15 марта. Анастасия Гачева рассказывает о философе, культурологе, эстетике Георгии Гачеве и показывает его книгу "Ментальности народов мира". В конце семинара мы посмотрели небольшую, но очень цельную, исполненную «прекрасной данностью бытия героя» видео-зарисовку о философе, подготовленную его дочерью, художницей Ларисой Гачевой. В числе прочего там приведен отрывок из фильма Валерия Балаяна, где Георгий Дмитриевич говорит о том, что его питают не злободневные, а доброгодние мысли, «не тухнущие с этим днем». Представляется, что эти слова, прозвучавшие в конце нашего семинара, точно резюмировали его содержание

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить