Секретная история академика Сергея (Андрея) Яковлевича Жука

   Именем Сергея Яковлевича Жука назван институт "Гидропроект" (высотка на развилке московских Ленинградского и Волоколамского шоссе) , в то же время как главный инженер, возглавлял строительство Беломорско-Балтийского канала (1931—1933) и был назван Солженицыным в книге «Архипелаг ГУЛАГ» одним из «главных подручных у Сталина и Ягоды, главных надсмотрщиков Беломора, шестерых наёмных убийц», виновных в гибели десятков тысяч людей. Это заявление оспаривалось, о чём сообщает издание «История Гидропроекта. 1930—2000», однако в телефонном разговоре Солженицын ответил, что «тема для автора закрыта, и он не собирается к ней возвращаться»

Секретная история академика Сергея (Андрея) Яковлевича Жука - фото 1   Наши американские друзья из Гуверовского института сравнивают Сергея Яковлевича с нацистским преступником Адольфом Эйхманом. Даже великий русский писатель Виктор Петрович Астафьев без толики смущения заявлял, что планы по повороту сибирских рек придуманы сталинскими палачами, - поэтому они губительны и так далее (увы, Астафьев за рубежом получал премии не за свои произведения - а за подобные заявления, ну и еще слова , что "Жуков не великий полководец, вот Майнштейн ...") Ну что там слова! Пусть останутся на совести каждого... Попробуем разобраться, кем же был Сергей Яковлевич Жук?
   Инженер-геодезист и писатель Сергей Михайлович Голицын вспоминал уже о периоде строительства следующего объекта канала Волга-Москва: "Сергей Яковлевич Жук возглавлял комиссию по сдаче Канала Наркомату водного транспорта и, пока акт приемки разные чины не подписали, сидел в Дмитрове, собираясь занять должность главного инженера Куйбышевского гидроузла. В Куйбышев переводились многие вольнонаемные строители Канала и те, кто раньше сидел, и те, кто не сидел... Всех, кто знал знаменитого впоследствии гидротехника и академика, поражала его способность сразу схватывать самую суть вопросов. Плотный, склонный к полноте, с темными, поразительно живыми глазами, он очаровывал многих. Никакого отношения к порядкам Дмитлага, к заключенным он не имел, был инженер до кончиков ногтей, изредка вызволял из-за колючей проволоки отдельных специалистов раньше срока"
Открытие канала Москва-Волга состоялось 15 июля 1937 года. Интересно отметить, что к этому времени главный куратор строительства Г.Г.Ягода был уже арестован как "враг народа" и сдавать канал в эксплуатацию пришлось новому наркому внутренних дел Н.И.Ежову. Он и подписал 15 мая приказ № 192 о награждении главного инженера С.Я.Жука "за исключительные заслуги по строительству канала Москва легковой автомашиной ЗИС".
   И это было не первое награждение С.Я. Жука: 4 августа 1933 года по случаю окончания строительства Беломорканала ЦИК Союза ССР принял постановление, на основании которого были "полностью освобождены от дальнейшего отбывания мер социальной защиты 12 484 человека, как вполне исправившиеся и ставшие полезными для социалистического строительства, и сокращены сроки отбывания мер защиты в отношении 59 516 человек, проявивших себя энергичными работниками на строительстве". В тот же день ЦИК принял еще одно постановление, в соответствии с которым высшего в стране ордена Ленина удостоились 8 человек. Прежде всего заместитель Председателя ОГПУ Союза ССР Г.Г.Ягода, осуществлявший общее руководство строительством. Следом шли: начальники Беломорстроя Л.И.Коган и Н.А. Френкель, начальник Главного управления исправительно-трудовыми лагерями М.Д.Берман, его заместители С.Г.Фирин и Я.Д.Рапопорт, а также заместители главного инженера Беломорстроя С.Я.Жук и К.А.Вержбицкий.Интересно отметить, что лишь в отношении троих было указано, за что именно ЦИК принял решение их наградить:
"6. Жука Сергея Яковлевича — зам. главного инженера Беломорстроя, одного из лучших и добросовестных инженеров, своим исключительным знанием дела и огромной трудоспособностью обеспечившего качественное выполнение проектных работ.
   7. Френкеля Нафталия Ароновича — пом. начальника Беломорстроя и начальника работ (совершившего в свое время преступление против государства и амнистированного ЦИК Союза ССР в 1932 году со снятием судимости), с момента начала работ на Беломорстрое и до конца обеспечившего правильную организацию производства работ, высокое качество сооружений и проявившего большое знание дела.
   8. Вержбицкого Константина Андреевича — зам. главного инженера строительства (был осужден за вредительство по статье 58-7 и освобожден досрочно в 1932 году), одного из крупных инженеров, наиболее добросовестно относившегося к порученным ему работам"
   Расшифровка вовсе не случайна — все трое числились преступниками, хотя о судимости С.Я.Жука в постановлении ЦИК ничего не сказано. Потому, что за год до этого его условно досрочно освободили от наказания „для более эффективного использования на строительстве". Тогда-то впервые и появился Сергей Яковлевич Жук, которого при рождении звали Андреем.

Секретная история академика Сергея (Андрея) Яковлевича Жука - фото 2Секретная история академика Сергея (Андрея) Яковлевича Жука - фото 3
   Архивы госбезопасности сохранили дело Жука Андрея Яковлевича, родившегося 4 апреля 1892 года в Киеве в семье приват-доцента Киевского университета (братьев у него не было)! Первые три класса он учился во 2-й Киевской гимназии, но после смерти отца был зачислен в Орловский кадетский корпус, где дети воспитывались и обучались за казенный счет. В 1914 году Жук поступил в Петроградский институт гражданских инженеров. Проучившись там курс, перевелся на второй курс института инженеров путей сообщения. Но в связи с нехваткой офицеров был направлен для дальнейшего обучения в Алексеевское военно-инженерное училище, располагавшееся в Киеве, которое закончил в ноябре 1916 года.
   По окончании училища А.Я.Жук был отправлен в запасной саперный батальон в Сибирь, где занимался военным строительством в труднопроходимой местности. В гражданскую войну Жук служил в белой армии подпоручиком и даже одно время командовал саперной ротой. В декабре 1919 года вместе с остатками сибирских армий Колчака он попал в плен к красным и вскоре был зачислен в Красную Армию.
Видимо будущий академик Сергей Жук инженерную неординарность проявил уже тогда: будучи молодым человеком с клеймом белогвардейца, имея более чем скромный чин в старой армии, в 1921-1922 годах он занимал крупные и ответственные должности по военному строительству в Западной Сибири. Но затем Жуку „указали место" — вернули на родину, на Украину, простым преподавателем саперного дела, без единого шанса реализовать свои способности. До ареста Жук преподавал в частях киевского гарнизона, военной школе имени Каменева, располагавшейся там, где всего несколько лет назад находилось Алексеевское училище, Сумской артиллерийской и Полтавской пехотной школах. Там его и взяли 10 января 1931 года в числе более чем 2,5 тысячи человек, в основном бывших офицеров, арестованных в Украине и репрессированных непосредственно по делу „Весна". Следствие по тогдашним временам шло долго: через полгода кого-то расстреляли, но подавляющее большинство, из которых были выбиты признательные показания, отправили в лагеря, в том числе и в Соловецкий, на базе которого вскоре развернулось строительство канала.Так Жук очутился на острове Котлас, куда переправили группу из 8 бывших царских офицеров , служивших в РККА, старшим из них был генерал-инженер Богданович, которому уже было 80 лет. Но именно он направил письмо главе ОГПУ Вячеславу Рудольфовичу Менжинскому , с которым имел знакомство до революции : "Как интеллигентному человеку вверяю вам судьбу талантливого инженера-гидротехника Жука; пускай у нас с вами имеются разногласия политического и этического порядка, однако этот молодой человек был слишком молод, чтобы их выработать, но при всех разногласиях мы имеем одну родину, - и я верю, что Жук способен оказать ей пользу!" Вскоре не стало и Богдановича и самого Менжинского, который руководил ОГПУ, даже проводил коллегии, прикованным к кровати, - но 14 июля 1932 года А.Я. Жук был условно досрочно освободили для более эффективного использования на строительстве. Он стал заместителем главного инженера Беломорстроя, вторым человеком на строительстве канала. Если же учесть, что начальником работ был Н. А.Френкель — бывший зек, совершивший преступление по партийной линии, но совершенно не разбиравшийся в строительстве, то можно смело утверждать, что реальным руководителем стройки являлся Жук, только уже Сергей Яковлевич, назначенный замом через несколько дней как освобожден был Андрей (больше вы не найдете о нем упоминаний в архивах!). Впрочем, у Френкеля кроме Андрея - Сергея Яковлевича был целый штат второстепенных помощников и советников. Причем почти все — из осужденных военных инженеров.
   С.Я. Жук вовсе не по своей воле, а в силу сложившихся обстоятельств, вынужден был проектировать и создавать свои грандиозные гидротехнические объекты с учетом использования дармового и неквалифицированного труда заключенных. Поэтому винить его в этом нет оснований. Тем более что он не занимался вопросами организации труда заключенных и в основном решал технические проблемы. Так что в истории С.Я.Жук все же останется не палачом и убийцей, а гидростроителем с мировым именем, не смотря на желание Солженицына и иже с ним.
   Жук построил еще немало гидротехнических сооружений. Один из крупных гидротехнических объектов, спроектированных С.Я. Жуком — Волго-Донской судоходный канал имени В.И.Ленина, соединяющий Волгу и Дон в месте их максимального сближения друг с другом вблизи г.Волгограда. Первую попытку соединить эти реки предприняли в середине XVI века турки. Турецкий султан Селим II послал вверх по Дону более 20 тысяч янычаров. Но, по словам летописцев, они вскоре отступились от этой затеи, заявив, что "даже всем турецким народом тут и за 100 лет ничего не сделать". А Жуку это удалось сделать всего за 4,5 года, что является уникальным сроком в мировой истории гидростроительства.
   Работы по проекту возобновились сразу по окончанию Сталинградской битвы, в 1943 году. В феврале 1948 года, после утверждения схемы Волго-Донского комплекса на заседании Совмина СССР, начались земельные работы. Вели их снова заключенные. В ходе строительства было вынуто 150 миллионов кубометров земли и уложено 3 миллиона кубометров бетона. В работах было задействовано 8000 машин и механизмов: шагающие и многоковшовые экскаваторы, землеройные снаряды, мощные скреперы, бульдозеры, автосамосвалы. 31 мая 1952 года в 13 часов 55 минут между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. 100 километровый канал начал действовать...
   Сергея Яковлевич Жук стал академиком, Героем Социалистического Труда, кроме СССР его проекты были реализованы в МНР и КНР. Именно реалии тех мест позволили ему предпологать, что "некоторый отвод водных объемов рек сибирского бассейна (до 6-7%) позволит качественно изменить ситуацию среднеазиатского региона". Теперь, когда планета наблюдает трагедию исчезающего Арала, почему-то не принято вспоминать тех пророчеств..
   С.Я. Жука не стало 1 марта 1957 года; как и урна с прахом Менжинского, прах бывшего политзека, ставшего академиком, захоронен в Кремлевской стене.

 

 

 

Геннадий Орешкин

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить