Десять лет одиночества. Скончался Эдвард Олби

Уход очередной гей-иконы, как правило, не будоражит общественность. "Жить быстро, умереть молодым" - не их лозунг, они живут долго, одиноко, не всегда счастливо, смакуя, по примеру Марселя Пруста, лакомые кусочки непроходящего былого. Они уже мирные люди, драки остались далеко, можно наблюдать новую буйную поросль, осознавая, что ты им уже не интересен ни с какой точки зрения. Остаётся цепкость взгляда - в ней сила и залог успеха, позволившего когда-то задвинуть психологов в угол и убрать с авансцены. Они видят особей и их диалог, в каких бы формах они не происходил, как под микроскопом, только увеличение показывает не размеры а сущность. И наслаждаются своим слишком обострённым обонянием. "Кто боится Вирджинии Вулф" (семантический перевод - "Нам не страшен серый волк...") появилась на свет задолго до выражения "выносит мозг", ставшего доминирующим в наши дни при определении близких отношений мужчины и женщины. И так по всем текстам, поэтому скажем спасибо ушедшему Эдварду Олби за перенос на сцену кромешных нюансов нашего личного бытия! Ведь зачастую мы выступаем в роли мятущихся персонажей, ищущих втора нашей драмы (кстати, знаменитая пьеса Луиджи Пиранделло с этим названием была поставлена в год русских переворотов - 1917-й!). Отчёт о последней скандальной авторской постановке от "ЭкоГрада".

 Десять лет одиночества. Скончался Эдвард Олби - фото 1Американский драматург, лауреат Пулитцеровской премии Эдвард Олби скончался в возрасте 88 лет, пишет Associated Press.

О смерти драматурга сообщил его личный помощник. Олби скончался в собственном доме в Монтоке, восток штата Нью-Йорк. О причинах смерти не сообщается, однако известно, что Олби страдал от диабета. Отмечается, что несколько лет назад драматург написал обращение, которое попросил опубликовать в случае смерти.

«Всем, кто сделал мою жизнь замечательной, захватывающей и полной, мои благодарности и вся моя любовь», — написал Олби.

Эдвард Олби — автор знаменитой пьесы «Кто боится Вирджинии Вулф?», написанной и поставленной в Бродвее в 1962 году. Также американский драматург является трехкратным лауреатом Пулитцеровской премии за пьесы «Неустойчивое равновесие», «Морской пейзаж» и «Три высокие женщины».

Родился 12 марта 1928 года в Вашингтоне (по другим данным - где-то в штате Вирджиния) и спустя две недели был усыновлен семьёй богатого владельца театральных залов, наследника нью-йоркских водевильных магнатов Рида Олби. Вырос в Ларчмонте, штат Нью-Йорк. Приёмная мать, Фрэнсис, приложила немало усилий, чтобы превратить сорванца, которого дважды исключали из престижных учебных заведений, в джентльмена. Наконец, в 1946 году, Эдвард закончил школу, поступил в хартфордский Тринити-колледж, но, из-за постоянных пропусков занятий, проучился там чуть больше года. На этом его формальное образование было завершено, он покинул дом приёмных родителей и позднее признавался, что они хотели сделать из него "корпоративного бандита", и что он никогда не чувствовал себя с ними комфортно : "Они не знали, как быть родителями, а я не знал, как быть сыном".Десять лет одиночества. Скончался Эдвард Олби - фото 2

Десять лет одиночества. Скончался Эдвард Олби - фото 3В возрасте 20 лет переехал в богемное сердце Нью-Йорка, Гринвич-Виллидж, где перепробовал множество занятий и перебивался случайными заработками, служил клерком, барменом, продавцом книг и пластинок, работал для радио, хотя материально был обеспечен. Как драматург дебютировал в 1959 году ("Что случилось в зоопарке").

В 1960 году выпустил первый сборник пьес, обозначив в предисловии к нему установку на «Необычное. Невероятное. Неожиданное».

Представитель т. н. «театра абсурда». Немотивированные столкновения персонажей и натуралистичные сценические эффекты передают бессмысленность современной жизни. В них заметно влияние Эжена Ионеско, и автор охотно признает, что многим обязан французскому драматургу.

Творчество Олби говорит об одиночестве людей и их неспособности к взаимопониманию. В остроумных, живых диалогах писатель изображает человеческое общение как борьбу за самоутверждение. Наиболее ярко она воплощена в пьесе «Кто боится Вирджинии Вулф?» (Who’s Afraid of Virginia Woolfe?, 1962, премия «Тони»), где университетский профессор и его озлобленная жена на протяжении всего действия словесно распинают друг друга и двух несчастных гостей. Многообразие творческой манеры Олби выявляют такие разные пьесы, как метафизическая аллегория «Крошка Алиса» (Tiny Alice, 1964), отвечающая требованиям сюжетной драмы, и «Ящик и цитаты из председателя Мао» (Box — Mao — Box, 1968), где речь персонажей на сцене и бесплотные закулисные голоса скорее переплетаются, как музыкальные темы в контрапункте, нежели выстраиваются в сколько-нибудь связный диалог.

Десять лет одиночества. Скончался Эдвард Олби - фото 4Ранние одноактные пьесы Олби, в отличие от более поздних трёхактных, были сначала поставлены в Европе, где их высоко оценили, и уже потом в США. Кроме перечисленных, Олби написал также пьесы «Что случилось в зоопарке» (The Zoo Story, 1959), «Смерть Бесси Смит» (The Death of Bessie Smith, 1960), «Фэм и Йем» (Fam and Yam, 1960), «Американская мечта» (The American Dream, 1961), «Дама из Дюбука» (The Lady from Dubuque, 1977) и «Человек с тремя руками» (The Man With Three Arms, 1983). Ему принадлежат инсценировки «Баллада о невеселом кабачке» (The Ballad of the Sad Cafe, 1963) по повести Карсон Мак-Калерс, «Малькольм» (Malkolm) по роману Дж. Парди, «Завтрак у Тиффани» (Breakfast at Tiffany’s, 1966) по повести Трумена Капоте, переработка пьесы английского драматурга Джайлза Купера «Все в саду» (Everything in the Garden, 1967) и «Лолита» (Lolita, 1979) по роману В. В. Набокова, «Пьеса про младенца» (The Play About the Baby, 2000) и другие. Одно из последних произведений Олби — «Me, myself and I» («Я, я сам и моя персона») было поставлено в Нью-Йорке в 2010 году.

В 1996 году получил награду Центра Кеннеди за плодотворно прожитую жизнь, в 1997 году президент США Билл Клинтон вручил ему Национальную медаль за достижения в области искусства. В последние годы был почетным профессором в Университете Хьюстона, где преподавал эксклюзивный курс драматургии.

То, что он гей, Олби, по его признанию, понял в возрасте 12 с половиной лет. Его первым любовником был композитор Уильям Флэнэган. В нью-йоркских гей-барах они славились своими драками и их называли Сестрами Гримм. Его последний партнёр, скульптор Джонатан Томас, умер в 2005 году. "Я гей, но я не гей-автор, - говорит Олби. - Автор, который родился геем или лесбиянкой, не должен в этом замыкаться. Я - автор, который просто родился геем".

***

«Коза, или Кто такая Сильвия?» / Goat or Who Is Sylvia (2004)

Пьеса Эдварда Олби о семейных взаимоотношениях и отклонениях от нормы изначально была поставлена в театре Almeida, а после «переехала» в Apollo. Режиссер: Энтони Пейдж

Мартин собирается отпраздновать свое пятидесятилетие. Ему вручают международный приз, и подваливает отличный контракт по работе. Но все это омрачается тем, что ему приходится признаться своей жене и гомосексуалисту-сыну, что он влюблен… в козу!  Возможно, это разрушит всю его семью, карьеру и жизнь. Но и это еще не все! Вдруг оказывается, что сын весьма не по-сыновьи неравнодушен к отцу...

Десять лет одиночества. Скончался Эдвард Олби - фото 5

Эдди и Джонатан Прайс на сцене

Эдвард Олби уже давно нацелил свой литературный скальпель на вскрытие игрищ, которые связывают, и лжи, которая разрушает, браки.

В 1998 году в Альмейде прошла мировая премьера его «Пьесы о ребенке» — шаткому подобию самой известной пьесы Олби «Кто боится Вирджинии Вульф?», которая так же задавалась вопросом, что такое реальность, а что такое жизнеоберегающая иллюзия. Но сейчас, в пьесе, которая могла бы называться «Пьеса о козе», Олби предлагает самый сенсационный и самый чувственный подход к очень узкому, но тщательно изученному драматическому канону.

В «Козе, или Кто такая Сильвия?» муж и жена могут сколько угодно играть друг с другом в словесный пинг-понг, но перед ними все равно зреет реальный кризис. Их крепкий брак длиною в 22 года вот-вот взорвется открытием того факта, что Мартин, признанный архитектор, только что отметивший 50-летний юбилей, изменяет своей жене.

Но это не просто интрижка. Отправившись в провинцию, чтобы купить ферму, где-то милях в 60 от города, он остановился на вершине холма, чтобы насладиться открывающимся видом, и уже когда садился обратно в машину, увидел ее. «Она просто смотрела на меня... Этими своими глазами и...».

Десять лет одиночества. Скончался Эдвард Олби - фото 6

Раскрытие того факта, что объект его любви — на самом деле коза, не нанесет основной интриге никакого вреда. Но убедительность, с которой Мартин говорит о козе, показывает то, что это не очередная игра Олби, а реальное истощающее чувство, которое Мартин и сам не в силах целиком постичь. Через серию болезненных сцен — с мужем и женой, мужем и его 17-летним сыном-геем, мужем и его бывшим ближайшим другом — Олби показывает иррациональность любви и сильнейшее отчаяние, которое охватывает после того, как происходит что-то непоправимое, что разрушает всякую уверенность и определенность в жизни всех причастных.

Эта пьеса балансирует на тонкой грани между ее всепоглощающей эмоциональностью и разрушением пары крепких табу, что делает ее неистово дерзкой и провокационной. Однако при этом она местами очень забавна, а также трогательна ровно настолько, насколько страшна. Она требует очень деликатного равновесия (цитируя заглавие другого шедевра Олби), чтобы удержаться между этими крайностями.

http://www.eddieredmayne.ru/?p=383

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить