Красно-черно-белое: Театр теней отпустил Романа Виктюка в Свет

Ушёл Роман Виктюк - великий театрал, тридцать с лишним лет назад напомнивший советскому зрителю, что сцена - это всего лишь модель бытия, очищенная от грязи стереотипов, мракобесия и чёрствой тупости, и поэтому вечно живая и плодоносящая. На сцене есть постоянное перевоплощение, всё зыбко и нет ничего устойчивого, поэтому гордиевы узлы разных размеров разрубаются на раз. "Мы хотим видеть нашу драму здесь, чтобы разобраться в ней и в себе" (Луиджи Пиранделло, 1921) - "Мы ждём... долго... так сделайте хоть что-нибудь... но что?" (Сэмюэл Беккет, 1949) - "Какая разница, сыграть или прожить... нам не нужно портретного сходства" (Григорий Горин, 1980-1982), далее везде, ибо вектор на размытость был задан верный. Поэтому и не цитаты это, но обнажённый смысл.

Красно-черно-белое: Театр теней отпустил Романа Виктюка в Свет - фото 1

Игра теней моделирует нашу жизнь, и видя театральные парадоксы перед собой, понимаем, что это есть "зеркало души", и даже не кривое. Явные и призрачные соавторы "мира Спарты" для Виктюка - Жан Жене и Райнер Вернер Фассбиндер - представили клуб крепких чувств и мускулов или почвы и крови, а Виктюк блестяще вывернул это наизнанку, показав то ли светлую, то ли тёмную сторону Луны, но главное - другую. Ибо игра не предполагает никакой стабильности и устойчивости, как и реальность в её латентных импульсах.

Мы не дождались от Романа Виктюка воплощения на сцене "Дневника вора" Жана Жене. Да это уже и не нужно, разве в качестве эпитафии на его могильном камне: "Мир... утратил в моих глазах свое скорбное очарование города морской беспутной поэзии. Я стал зорким, и со мной могло случиться все что угодно."

"Он не заслужил света, он заслужил покой". Но это не о нём. Роман Виктюк как раз заслужил свет - получил его в виде синтетического по сути и ослепительного по форме белого, из тех самых "Служанок" 1988-го. Когда Маэстро всего-навсего победил тьму.

Владимир ХЛУДОВ.

Красно-черно-белое: Театр теней отпустил Романа Виктюка в Свет - фото 2

Роман Виктюк умер от последствий перенесенного коронавируса. Народного артиста изначально положили в отделение второй терапии, но 27 октября перевели в реанимацию ГКБ им.Бахрушиных. Сегодня утром режиссера перевезли из больницы Братьев Бахрушиных в Госпиталь для ветеранов войн № 1, где он должен был долечиваться.
Близкие надеялись, что там смогут нормализовать его состояние. Еще сегодня Виктюк был в сознании, но потом состояние резко ухудшилось. Причиной смерти стала анемия и поражение сосудов головного мозга.

Прощание с Виктюком пройдет в Москве, а похоронят его во Львове, рядом с родителями, сообщили РИА "Новости" в театре.

https://t.me/breakingmash/21848; https://t.me/bazabazon/5193;

17 ноября на 85-м году жизни скончался советский, российский и украинский театральный режиссёр, педагог, художественный руководитель Театра Романа Виктюка, народный артист Украины (2006), народный артист РФ (2009) Роман Григорьевич Виктюк. Он родился 28 октября 1936 года во Львове. Уже в школьные годы проявлял интерес к актёрской деятельности. Вместе с друзьями и одноклассниками ставил небольшие спектакли. По окончании в 1956 году актёрского факультета ГИТИСа работал в театрах Львова, Киева, Калинина и Вильнюса. В Русском драматическом театре Литовской ССР (ныне Русский драматический театр Литвы) был ведущим режиссёром в 1970—1974 годах. Поставил пьесу П. Шеффера «Чёрная комната» (премьера 29 января 1971), романтическую драму Юлиуша Словацкого (в переводе Бориса Пастернака) «Мария Стюарт», «Валентин и Валентина» М. Рощина (1971), «Любовь — книга золотая» А. Толстого, «Дело передаётся в суд» А. Чхаидзе, «Принцесса и дровосек» Г. Волчек и М. Микаэлян (1972), «С любимыми не расставайтесь» А. Володина, «Встречи и расставания» А. Вампилова, «Продавец дождя» Р. Нэша (1973). Позднее приглашался в Вильнюс для постановок в Русском драматическом театре «Уроков музыки» Л.С. Петрушевской (премьера 31 января 1988) и «Мастера и Маргариты» по М. А. Булгакову (премьера 20 октября 1988).

Начиная с середины 1970-х, ставит спектакли в столичных театрах, среди которых «Царская охота» в Театре им. Моссовета, «Муж и жена снимут комнату» и «Татуированная роза» во МХАТе, «Утиная охота» А. Вампилова и «Уроки музыки» Л. Петрушевской в Студенческом театре МГУ (был запрещён). В 1988 году на сцене театра «Сатирикон» Виктюк поставил свой самый известный спектакль — «Служанки», по пьесе Ж. Жене. Спектаклем «М. Баттерфляй» (1990), по пьесе Д. Г. Хуана, открылся Театр Романа Виктюка, объединивший артистов из разных театров. Также является основателем (вместе с Игорем Подольчаком и Игорем Дюричем) Фондa Мазоха (1991, Львов). С 2001 по 2006 год работал на телеканале ТВЦ: был ведущим ночной разговорной программы «Поэтический театр Романа Виктюка» (2001—2006) и ток-шоу «Человек из ящика» (2005).

В интервью Би-би-си 2006 года Роман Виктюк заявил, что даже в период тоталитаризма никогда не ставил спектаклей, которые бы «обслуживали систему». В 2012 году подписал открытое письмо с призывом к освобождению участниц группы «Pussy Riot» и выразил готовность поручиться за девушек. Высказывался за принятие закона о защите животных от жестокого обращения.

https://t.me/podosokorsky/10119;

Фото Regina AVRAMOVA (1), Анна ФРАНЦУЗОВА/afisha.nyc (2,3)

Красно-черно-белое: Театр теней отпустил Романа Виктюка в Свет - фото 3

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить