На Гайдаровском форуме, прошедшем в честь Егора Гайдара, проводника в России идей о том, что рука рынка сама расставит все по своим местам и наведет порядок – выступил глава ОАО "РЖД" Владимир Якунин.
Ирония судьбы проявилась в том, что именно на этом рыночном форуме он попросил о господдержке частных компаний. Говоря об эффективности, господин Якунин задался вопросом, необходимо ли проводить водораздел между государственными и частными компаниями. По его мнению, этот вопрос неэффективный, каждая компания нужна и важна в своем секторе. Сейчас в России многие говорят, что государство уходит из экономики, но это подмена понятий, считает шеф РЖД. «Я считаю, что правильнее сказать про неправомерное вмешательство государства», – заключил глава «РЖД». Мы видим и поддерживаем усилия государства, которые направлены на борьбу с кризисом. В Японии, к примеру, было принято судьбоносное решение о приближении периода строительства высокоскоростной системы на 3-5 лет",- отметил Якунин. Он подчеркнул, что РЖД удалось сохранить финансирование на модернизацию восточного полигона, ряда других инфраструктурных программ. Однако, по его мнению, если министр финансов Антон Силуанов вновь заговорит о сокращении бюджетных расходов на развитие, "мы будем свидетелями ухудшения экономической и политической ситуации в стране". Помимо этого, он добавил, что при высокой процентной ставке в 17% заявлять о сокращении государственного бюджетного финансирования предприятий, а деньги находить на рынке, "выглядит странноватенько".
Не обошлось и без традиционного, в таких случаях, пассажа о производственных успехах. По словам Якунина, грузооборот ОАО «РЖД» в 2014 г. вырос на 5%, при этом потребление энергетических ресурсов сократилось на 0,5. «За последние 10 лет мы сократили потребление топлива на 20% на единицу произведенной работы». Также в 2014 г. компания снизила негативное воздействие на окружающую среду более чем на 1 млн т, это 3% условных выбросов
Глава РЖД дал и анализ текущей экономической ситуации в стране. С точки зрения Владимира Якунина, развитие экономики при помощи аутсорса затруднено по причине ряда методологических ошибок. «Россия не умеет быть самокритичной, зато умеет быть политкорректной. Под понятием политкорректности зачастую скрываются такие явления, как недееспособность, непрофессионализм и другое. Министерство финансов говорит о сокращении расходов, но не указывает, каких конкретно. Ведь если урезать бюджетирование инновационного, технологического продвижения, то кризис способен стать еще глубже», – отметил эксперт и добавил, что для поддержания стабильности и дальнейшего прогресса в экономику должны поступать рисковые инвестиции, способные реализовать себя в короткие сроки.
Владимир Якунин, отметил, что сокращение финансовых расходов на модернизацию технологий и инновационное развитие может еще больше усугубить текущую ситуацию в экономике. Поговорив об аутсорсе в целом, он рассказал об опыте развития аутсорса в ОАО «РЖД», что повлекло за собой только позитивные изменения. Особое внимание, по его словам, стоит уделять контролю качества оказываемых услуг и поставляемой продукции, а также ограничениям на определенные виды деятельности привлекаемых со стороны компаний. Президент ОАО «РЖД» упомянул о том, что компания уже порядка 10 лет развивает аутсорсинг, что повлекло за собой позитивные изменения, в частности сокращение издержек на 10%: «Мы убедились в эффективности принятого решения». Особое внимание, по его словам, стоит уделять контролю качества оказываемых услуг и поставляемой продукции, а также ограничениям на определенные виды деятельности привлекаемых со стороны компаний. «Безопасность пассажиров и сохранение человеческой жизни – превыше всего», – добавил Владимир Якунин.
Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин высказал обеспокоенность судьбой строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) от Москвы до Казани. Он боится, что сокращение госрасходов в первую очередь пойдет за счет таких проектов, что было отмечено им на Гайдаровском форуме. И у него есть все основания того опасаться, поскольку в первый день работы форума министр финансов Антон Силуанов отметил, что в 2015 году все статьи расходов, кроме защищенных, будут урезаны на 10%.
Если сокращение финансирования не коснется ВСМ, то предполагается, что ВСМ Москва — Казань пройдет по семи российским регионам — через Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары. Протяженность магистрали — 770 км. Время в пути составит 3,5 часа, максимальная скорость — до 400 км/ч. Стоимость проектирования и строительства ВСМ от Москвы до Казани — 1,06 трлн рублей.
Обозреватель журнала «Экоград» Александр Перепечко