К чему на самом деле должна привести цифровизация здравоохранения?

Прошло две недели, как завершился десятый Гайдаровский форум, проходивший с 15 по 17 января в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и затронувший помимо традиционных проблем экономики и политики, вопросы цифровизации, в частности, в здравоохранении.

К чему на самом деле должна привести цифровизация здравоохранения? - фото 1

На полях прошедшего форума эксперты в лице руководителей российских и международных медицинских компаний, известные врачи, главы регионов, министры и госслужащие, участвуя в дебатах, обсуждали проблемы, посвященные внедрению и применению информационных технологий в медицине, повышению доступности и качества медицинских услуг, эффективному использованию инновационных медицинских технологий.

 

Модераторы этих дискуссий, надо отдать им должное, задавали порой самые неожиданные вопросы по самым наболевшим проблемам в области здравоохранения, а также по имеющимся ограничениям, возможностям и перспективам развития цифровизации здравоохранения России.

 

По общему мнению экспертов, именно цифровизация станет локомотивом повышения эффективности системы здравоохранения, а запуск единой цифровой платформы приведет к тому, что она станет важным инструментом в принятии решений.

 

Одним из инновационных решений в «облачной медицине» является использование приложений для мобильных устройств, активно использующихся россиянами – и врачами, и теми, кто нуждается в медицинской помощи. С каждым годом таких приложений становится все больше, они все время усовершенствуются и расширяется его функционал. С помощью мобильных приложений для здоровья в настоящее время уже решаются проблемы на всех этапах движения пациента – от диагностики заболевания и лечения до диспансерного наблюдения в перспективе. Это и осуществление контроля за имеющимися у пациентов препаратами, и оценка эффективности их применения, и измерение дозировки лекарственных средств, которые необходимы для их принятия, это и мониторинг состояния здоровья пациента и многое другое.

 

Имеются данные о том, что чуть ли не 80% врачей используют смартфоны и медицинские приложения для своей практической деятельности. И 72% врачей регулярно получают доступ к информации о лекарственных препаратах, используя ресурсы своих смартфонов.

 

Исходя из вышесказанного, эксперты, ученые, специалисты и чиновники от здравоохранения чуть ли не в один голос заявили о том, что Россия идет по пути создания персонифицированной или пациент-ориентированной медицины.

 

И в связи с этим возникает закономерный вопрос: насколько цифровизация способствует или влияет на повышение эффективности оказания медицинской помощи пациентам, насколько они полезны в системе здравоохранения?

 

Итак, как мы, рядовые граждане, должны воспринимать и относиться к «цифровому здравоохранению» и что нам необходимо знать об этом. Цифровое здравоохранение - это одно из восьми направлений (Государственное регулирование, информационная инфраструктура, исследования и разработки, кадры и образование, информационная безопасность, государственное управление, «умный город»), вошедших в программу развития цифровой экономики России, которую планируется реализовать до 2025 года.

 

Существующая система здравоохранения России, как в развитых, так и развивающихся странах мира, которая создавалась более ста лет назад в разных общественно-социальных и экономических условиях, столкнулась с проблемами системного характера. Стремительный скачок в развитии высокотехнологичных медицинских технологий и качестве оказываемой населению медицинской помощи потребовали не просто модернизации медицинской отрасли, а создания новых инновационных цифровых систем здравоохранения с новыми технологиями и современными способами ее управления.

 

Главная задача, которая была поставлена перед новой моделью системы здравоохранения, заключалась в том, что она должна создаваться и начинать функционировать параллельно с существующей системой, чтобы минимизировать потери переходного периода и обеспечить на этот период населению качественное медицинское обслуживание. При этом, особое внимание должно уделяться превентивной медицине и персонификации при оказании медицинской помощи.

 

Одним словом, «цифровая медицина» - это новая модель здравоохранения, на базе которой будут собираться и обрабатываться, в том числе и дистанционно, большие объемы данных, которые дадут возможность врачам принимать обоснованные и оптимальные решения в оказании медицинской помощи пациентам.

 

Таким образом, цифровизация в здравоохранении приведет к тому, что будущим пациентам при помощи цифровых медицинских сервисов будет оказываться своевременная, необходимая и качественная медицинская помощь. Оказываемые нам, пациентам, доступные, удобные, эффективные и качественные медицинские услуги, по мнению экспертов, способны увеличить среднюю продолжительность жизни россиянина до 76 лет, увеличению активного и трудоспособного возраста граждан до 5-6 лет после достижения пенсионного возраста.

 

Итак, перед здравоохранением стоит глобальная задача - улучшение качества и безопасности жизни человека, и этот процесс теперь все активнее будут пытаться оцифровывать.

 

Процесс цифровизации здравоохранения с начала этого года уже запущен в большинстве российских регионов, многие из которых готовы перевыполнить установленные нормы и даже ускорить сам процесс.

 

Ну, а я тем временем расспросил своих знакомых и друзей, проживающих в Москве и Московской области, которым часто приходится обращаться за медицинской помощью, о том, как они оценивают качество и доступность этих самых медицинских услуг, и узнал немало любопытных и даже шокирующих фактов. А один из моих знакомых так и просто прислал мне жуткие «откровения» врача частной столичной клиники с кричащим названием «Мы должны не вылечить пациента, а продать ему как можно больше услуг» со своей припиской: «это горькая пилюля нашей современной с тобой жизни»...

 

В этом «откровении» речь шла о рабочих буднях врачах, которых он называет «менеджерами в белых халатах», для которых деньги превыше всего, а «Честь, совесть, профессиональная этика — ничто». Почему менеджеры? А потому, что «в любых платных медицинских учреждениях есть план — это средний чек по пациенту». У автора «откровения» - это 50 тысяч рублей.

 

«С продажами все очень строго. Не выполнил план в первый раз — штраф и минимальный оклад. Не выполнил во второй раз — уволен. Для мотивации делают минимальный оклад и хорошую процентную ставку с каждого пациента. То есть чем больше впарил услуг, тем больше заработал» - цитата из «откровения».

 

«У нас оклады от 10 до 15 тысяч рублей. Все остальное — проценты. С приема больного врач получает 20%. За направление к другому специалисту — 5%. На анализах капает 8% от потраченной пациентом суммы. У меня в месяц выходит в среднем 250 тысяч рублей. Сами понимаете, в государственной поликлинике столько никогда не заработать» - цитата из «откровения».

 

Существуют много самых разных методов надувательства пациентов.


«Самая легкая добыча — это больные, которые в интернете начитались всяких ужасов о своих симптомах. Их мы называем «готовенькими», такие согласны на любые обследования.

 

... Выгодно снимать симптомы и оттягивать до последнего. Если пациент успел заработать дисбактериоз от приема бесконечного количества препаратов, это для нас просто удача. Такой больной становится совсем податливым: послушно ходит на прием и готов на все процедуры и дополнительные обследования.

 

В общем, действуя такими методами, только я один за двадцать рабочих дней приношу в кассу от трех миллионов рублей» - цитата из «откровения».

 

И пациентов, оказывающихся в руках таких «врачей», не становится, к сожалению, меньше. И, конечно же, не в пример им, наплевавшим на клятву Гиппократа, есть потрясающие врачи от бога, профессионалы своего дела, с бесконечно влюбленные в свою профессию и людей, которых они лечат.

 

Как мне кажется, было бы очень важно, чтобы процесс цифровизации, который затронет все сферы здравоохранения, прежде всего, очистился от врачей – дельцов, наживающихся за счет своих пациентов, и стал бы настоящим стимулом для тех врачей, кто ответственен за результат и действительно стремится к улучшению качества жизни людей.

 

Вагиф АДЫГЕЗАЛОВ

Досье: Президент Путин посоветовал для того, чтобы не болеть заниматься спортом и слушать через СМИ рекомендации министра Скворцовой Регионы рапортуют о строительстве новейших онкоцентров в рамках Нацпроекта «Здравоохранение» Анастасия Ракова: правительство Москвы будет работать над тем, чтобы найти возможность вернуть московские надбавки работающим пенсионерам Анастасия Ракова отметила роль экологии в деле борьбы за здоровье москвичей Регионы дали старт в гонке за успехи в развитии «облачной медицины» Рак можно вылечить, если им не заболеть. Вероника Скворцова: наноботы будут разрушать тромбы и опухолевые клетки Министр Скворцова выбрала для медицины концепт глобального экологического перехода Деньги не главное. Министр Силуанов выступил на Гайдаровском форуме с рекламой беспомощных управленческих решений

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить